gregbar (gregbar) wrote,
gregbar
gregbar

Телеканал “Дождь” и экономическое будущее России

Правильная статья в целом, хоть есть некоторые ошибочные утверждения по второстепенным по отношению к главной мысли автора (Алексей Байер) вопросам.

Меня всегда поражала невероятная прицельность, с которой Сталин и Гитлер обращали свой людоедский взор именно на те науки, которые впоследствии определяли направление технического прогресса. Оба диктатора скептически отнеслись к теории относительности и к ядерной физике в целом - во всяком случае, пока она не нашла себе военного применения. Сталин же успел после войны придушить еще и советскую кибернетику и генетику - направления, на которые сегодня приходится львиная доля всех инноваций.

Это не случайно. Каждый в своем роде, фашизм и коммунизм были реакцией на развитие капитализма, который обуславливал научно-технический прогресс и в то же время сам им подпитывался. Запрещая и отрицая научные достижения, они создавали иллюзию возвращения в некий “золотой век”, где нет жажды наживы и есть высокие идеалы, где все немцы или все пролетарии братья в одной дружной семье, ведомой мудрым отцом.

Атака в России на толерантность и толерастов - из той же оперы. Не будем касаться того очевидного аспекта, что травля ЛГБТ в России наносит удар по ее культуре и искусству. Открытие Сочинской Олимпиады на прошлой неделе было показательно например тем, что почти все деятели культуры последних ста лет в нем упомянутые были запрещены или охаяны в СССР. Закон против гей пропаганды означает, что добрая эта традиция будет продолжена.

Но дела тут обстоит гораздо хуже. Толерантность это именно тот аспект Западной культуры, который сегодня составляет также и твердый фундамент успеха современной экономики. Проводя идиотские законы против геев, запрещая задавать “кощунственные” вопросы, поддерживая воинствующее Православие и любовно лелея “духовные скрепы” в ущерб открытости и толерантности, Россия лишает себя экономического будущего.

Во второй половине 18 века в обществе, использовавшем до тех пор труд человека и домашних животных, возникла механическая цивилизация с ее станками, паровыми двигателями и прочими машинами. Экономическая деятельность потребовала высокого уровня организации, централизации и концентрации производства, в чем важнейшую роль играло государство.

Где-то году в 1980 на смену этой механической цивилизации пришла кибернетическая, электронная. Дата названа произвольно как год избрания Рейгана, при котором в Америке была дерегулирована финансовая система и началось идеологическое наступление на “Большое государство”.

Электронная цивилизация требует совсем иной общественной организации. В ней невозможно планировать - кто мог представить себе революцию в информационных технологиях, мобильной телефонии. Какой футурист мог предсказать интернет и его роль в современном обществе? Не нужен и высокий уровень организации рабочей силы - она самоорганизуется. Теперь ценится прежде всего личная инициатива, оригинальность мышления и свобода мыслить и изобретать в любом направлении.

США оказались наиболее подготовленными для этой новой экономики. Девиз, начертанный на гербе страны, гласит: E pluribus unum - “Из многих, единое”, или, точнее, одна нация, состоящая из многих разных людей. Америка снова открыла свои границы для новоприезжих, на этот раз не только из Европы и близлежащих латиноамериканских стран, но и со всех концов света. Иммигранты, составлявшие в 1970 г. рекордно низкие 4,7 процента населения, сегодня составляют 13 процентов - и более 16 процентов работающего населения. В 1970-е гг. также был закреплен успех в борьбе за права афро-американцев и других расовых и этнических меньшинств, разрослось движение за экономическое равенство женщин, началась революция ЛГБТ и возникли предпосылки для проведения в 1990 г. закона против дискриминации инвалидов. Многообразие и толерантность к самым разным культурам, стилям жизни и образам мысли - основополагающий принцип современной цивилизации и источник ее прогресса по всем направлениям.

Символом механической цивилизации был Детройт - город, который за последние три десятилетия буквально умер. Из индустриальных городов население бежало в пригороды; в пост-индустриальные оно возвращается толпами. Символом электронной цивилизации стали Сан-Франциско и Нью-Йорк - города, давно привычные к эмигрантам, геям и людям нетрадиционной ориентации во всех смыслах этого слова.

Символом механической цивилизации был автомобильный бегемот General Motors который тоже умер в 2008 году и был оживлен стараниями Дяди Сэма. Сегодня он, как и другие автомобильные компании, быстрыми темпами входит в электронную цивилизацию. А символом этой новой цивилизации стала компания Google, на чьих кампусах сотни “креаклов” работают в неформальной обстановке с ненормированным рабочим днем.

Как сказал кормчий Мао, “пусть расцветают сто цветов”. Кстати, без революции в области информатики было бы невозможно вывести производство из развитых стран и не произошел бы такой бурный рост Китая. Китайское руководство понимает, что быть производственным придатком далеко не выигрышная позиция, но сможет ли оно ввести страну в электронное будущее пока неясно. Китай может разделить судьбу Японии, высоко организованной и дисциплинированной страны, чья экономика достигла огромных успехов на пике механической цивилизации, но в электронную эру начала стагнировать и сдуваться.

В механической цивилизации тоталитарные режимы с четкой структурой власти и способностью мобилизовать население имели, возможно, некоторые преимущества  перед капиталистической моделью. Во всяком случае они могли конкурировать с ней на равных. В современных условиях это нереально. СССР разошелся по всем швам в первое же десятилетие после появления IBM PC.

Возможно, что в начале 2000-х гг. у России был шанс тоже стать игроком в электронной экономике. Во всяком случае в стране появились финансовые ресурсы, которые могли задействовать естественное богатство страны и хорошо образованное, молодое население. Россия также могла стать тогда магнитом для мозгов со всего бывшего СССР. Но после 2003 года страна взяла политический курс на “вертикаль власти”, что предрешило заодно ее экономический курс и роль, которую она будет играть в мировой экономике 21 века.

Печальны были попытки Президента Медведева создать в России центр электронной цивилизации сверху вниз, советским командным путем. Его усилия свидетельствовали о полном отсутствии понимания, как работает сегодняшняя экономика. Это было похоже на попытку оснастить автомобиль Porsche системой парусов.

Сейчас травлю телеканала “Дождь” связывают с ее оппозиционной деятельностью, а опрос про блокаду Ленинграда признают всего лишь предлогом для расправы с оппозиционным СМИ. Зато с экономической точки зрения, как это не удивительно, важен сам предлог. Виртуальными пинками тем, кто задает несанкционированные вопросы, и реальными пинками, которыми фашиствующие молодчики безнаказанно награждают геев, российское руководство целенаправленно загоняет Россию в позицию сырьевого придатка мировой экономики. Все оставшиеся годы правления Путина - и наверно много лет после него - Россия будет поставщиком тупой и грубой энергии на мировые рынки, тогда как бурная и разнообразная электронная цивилизация будет развивать технологии добычи нефти и газа из сланца или со дна океана, разрабатывать источники чистой энергии и повышать энергоэффективность экономики. А это значит для России бедность, маргинальность, рабство и расчленение - не физическое (кому теперь важны государственные границы?), а экономическое, что гораздо, гораздо хуже.


  • 24

  • 15

  • 8

  • 22

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments