gregbar (gregbar) wrote,
gregbar
gregbar

Categories:

Еще раз к вопросу о вопросе "Дождя"

Оригинал взят у mi3ch в intel

Из цикла лекций "Беседы о русской культуре" Юрия Лотмана

Один американский психолог исследовал отношение матери с еще не говорящим младенцем. Мать говорит на одном языке, недавно родившийся ребенок – на своем собственном языке. И тем не менее, они общаются. И первое условие в этом – взаимное желание общаться. Взаимное желание понять друг друга. Психолог пускал отснятую ленту очень медленно и обнаружил любопытную вещь – и мать и ребенок как бы взаимно меняются языками. Ребенок подражает мимике матери, он старается воспроизвести ее лицо своим лицом. Он улыбается, когда она улыбается, он старается повторять звуки, которые произносит мать. И мать тоже оставляет свой человеческий, взрослый язык и переходит на так называемое гулькание. Два существа, которые связаны взаимным желанием понять друг друга меняются языками. В каком-то смысле это модель всякого диалога. И в некотором смысле это модель интеллигентности.

Потому что сущность интеллигентности – это желание понять другого человека. Желание понять, что он имеет право быть другим. Что он совершенно не должен быть таким как я и что он интересен мне, потому что он другой. Мне интересен его внутренний мир.

Понятие интеллигентности связано с интересном к другому человеку и с толерантностью. Толерантность означает терпение. Это означает – я уважаю другого человека. Я позволяю ему иметь свое мнение.

Знаменитый писатель Карамзин был человеком консервативных взглядов, а молодые либералы, которые требовали свободы, очень его осуждали. Пушкин писал на него злые эпиграммы, хотя очень любил Карамзина. И как бы отказывали ему в праве иметь свое мнение. Жена Карамзина в одном из писем Вяземскому писала, что эти свободолюбивые люди не признают за другим человеком свободы думать иначе, чем они. Они хотят, чтобы все были в либеральных мундирах и для них свобода состоит в том, чтобы снять консервативный мундир и надеть либеральный. А для Карамзина свобода была в том, чтобы быть вообще без мундира – думать так, как считаешь нужным.

Главное отличие человека неинтеллигентного в том, что он убежден, что именно он думает правильно. У него отсутствует сомнение.

Что для Декарта означает мыслить? Мыслить – это право на сомнение. Способность подвергнуть сомнению все. Очень важная черта, отличающая интеллигентного человека от неинтеллигентного – он имеет свои мысли, он может ошибаться, но он готов за свои ошибки платить. Убеждения человека определяются тем, чем он готов за них заплатить.
via
Subscribe

  • Growth vs Value

    Почему-то попадает на глаза много аналитических рассуждений о сравнении акций роста с акциями стоимости. Пишут о том, как и почему акции роста стали…

  • Разноцветный портфель

    Мне по одному делу понадобилось недавно посмотреть в моей книжке Шаги 52 и 54, где я пояснял, как формировать портфель инвестора. Задача при…

  • Value Investing. Некоторые результаты.

    Получил интересное письмо. С разрешения автора - публикую. Здравствуйте, Григорий! Несколько лет назад, когда Вы еще писали серию заметок…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments