gregbar (gregbar) wrote,
gregbar
gregbar

Categories:

История с экономикой

В экономической жизни человечества есть жутко занимательные истории, напоминающие святочные рассказы или детские сказки. Знаете почему? Экономика такая причудливая штука! Она, как Бог. Зло, жадность и неумеренность обязательно наказываются. Но никто не знает об этом заранее, хотя многие догадываются. А главное: никто не знает, когда наступит День Суда. Поэтому многие надеются, что их не накроет!

Ну, ладно. История первая.

Дело было в 1998 году. Майрон Шоулз и Роберт Мертон только что получили Нобелевскую премию по экономике. Они работали в замечательной фирме Long Term Capital Manegement (LTCM), которая использовала их замечательные научные результаты в практическом зарабатывании денег. И результаты были фантастические!

Dream Team этой фирмы во главе с Нобелевскими лауреатами были самыми умными ребятами на нашей планете! И планета это знала! Их показатель - 40% прибыли в год на вложенные деньги из года в год с первого дня работы! Уже 4 года подряд! Творцы успеха, профессора Шоулз и Мертон купались в лучах славы и катались на самых дорогих автомобилях. Р Ловенстейн пишет в своей книге "When Genius Failed": "Мертон выкрасил волосы в рыжий цвет, бросил жену и перебрался в шикарное жилье в Бостоне".

Нобелевские лауреаты предложили в своей работе одну очень изящную и остроумную идею. Когда какие-то показатели на бирже отклоняются от своих "нормальных" значений, они рано или поздно вернуться к норме. Если какие-то акции или облигации или валюта необычно дороги или необычно дешевы, то потом они вернуться к "норме". Например, если 3-х годичные облигации французского банка сильно отклонились по доходности от 5-летних, то через какое-то время разрыв сократится. Или если акции автомобильного концерна "большой американской тройки" по соотношению цена-доход сильно отличаются от двух других, при том, что дела идут одинаково у всех, значит, это соотношение будет выравниваться.

Были построены компьютерные программы, которые искали по всему миру и по всем рынкам "отклонения" и покупались опционы, на их движение к "норме". Другими словами, заключались пари, что цена изменится в таку-то сторону.

И LTCM выигрывали! И очень прилично! И стали богатыми и знаменитыми! И привлекли большие деньги и виде инвестиций и кредитов. Все хотят быть рядом с победителями! И получить свой кусок счастья.

За 4 года головокружительного успеха, с марта 1994 по март 1998, капитал фирмы вырос с 1 млрд до 4,5 млрд долларов. А в сентябре 1998 капитал составлял уже только 0,5 млрд. Упали в 8,5 раз за полгода!

Ошибка была вот в чем: да, профессора были правы, цены вернутся к "норме". Но когда? Ведь на бирже играют не программы, а люди. Одержимые жадностью и страхом. Поэтому они ведут себя нелогично. Они покупают с жадностью, когда цена какого-то инструмента прет вверх и уже стала немыслимой с точки зрения экономики этой компании, или продают от страха, когда цена, наоборот, запредельно низка (и надо бы покупать). Статистически это выглядит как "тяжелый хвост": вместо нормального гауссова "колокола" мы видим широкие края этой кривой: графическое выражение жадности и страха. И по этой "человеческой причине" пик объемов продаж может приходиться на совершенно немыслимые с точки зрение здравого экономического смысла очень высокие или очень низкие цены. И "возврат к среднему" конечно произойдет, но иногда лет через 20! Как это было, например, с акциями IT и доткомов.

Проблема LTCM состояла еще и в том, что там тоже работали люди, а не роботы. И они тоже были одержимы этими человеческими страстями. Они, уверовав в непогрешимость метода, стали работать в кредит! Кредитное плечо! На нем можно здорово заработать. А дальше Ловенстейн пишет: "Когда убытки растут, такие обремененные долгами, как LTCM, вынуждены продавать даже себе в убыток. Если б они ждали долгосрочной перспективы, они бы выиграли. Но долгосрочный подход - это роскошь, которая недоступна иногда тем, кто обременен долгами: у них есть шанс так долго не протянуть".

Всего этого профессора не предусмотрели. В их моделях рынок отличался полной прогнозируемостью. Они забыли о человеческом факторе.

Ребята из LTCM потеряли в общей сложности 4,5 млрд долларов. В том числе - все свои деньги.

А потом был ENRON. На слушаньях по ENRON в Коммитете Конгресса США было сказано, что по сравнению с ENRON компания LTCM была чем-то вроде пивного ларька.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments