gregbar (gregbar) wrote,
gregbar
gregbar

Познер vs Прилепин

Кусочек из моего частного письма (для памяти). Кажется, мне удалось, наконец, достаточно ясно сформулировать плохо формулируемую мысль.

Вчера Познер в своей передаче беседовал с Захаром Прилепиным. На тему российской особости, славянофильства и западничества. Или, по-современному, либерализма и консерватизма (в нашем сегодняшнем понимании). Немного в облегченном варианте, разумеется, эти идеи обсуждались, для ширмасс, так сказать. Захар, кстати, очень симпатичный вариант того, что называется панславизмом, консерватизмом и т д. : слов для обозначения этих идей много, все не точны, но понятно, о чем речь. Очень много он верного произнес. И видна его искренняя любовь к России. А с другой стороны - он не упертый: много поездил по миру, понимает ментальность других народов, не склонен махать шашкой по принципу "кто не с нами, тот против нас".

В конце, завершая, Познер сказал, что он недавно снимал фильм об англичанах. И вот он каждому задавал вопрос: "скажите, ну между нами, вы ведь считаете, что англичане все же особый народ, не такой, как остальные? И они, говорит Познер, помолчав, подумав, тихонько отвечали со смущением: ну, да. А у нас, он говорит, не принято этого смущаться. Это не стыдно. Об этом говорят громко. И добавил: я не хочу давать оценок, не знаю, плохо это или хорошо. Просто хочу обратить внимание на это.

Еще из этой передачи. Прилепин говорит: Россия никогда не будет Европой, Россия - это особая ментальность, обусловленная особой географией, историей и религией. А Познер его спрашивает: что Вы называете Европой? Италия тоже ведь очень не похожа на Финляндию.

Мне этот вопрос показался важным, поскольку он совпадает с моими мыслями :) . Действительно, когда мы говорим: "Россия не Европа", - мы ведь не просто выделяем свои национальные особенности (они у всех стран - свои, особенные), а мы отделяем себя от чего-то, что при всей их разности присуще совместно всем европейским странам ( а, честно говоря, и США и, возможно, Японии. Сингапуру, Гонконгу). И вот мы говорим: мы не такие, нас что-то отделяет от них всех, при всей их разности культурной и этнической и религиозной. У нас есть что-то такое, чего у них нет ни у кого (или, наоборот, у нас нет чего-то такого, что у них у всех есть). Что же это такое принципиально особенное? Понятно, что оно - это особенное - не в культурной области лежит (в этом смысле - все станы разные). А в чем тогда это отличие?


Только в экономике, так получается. Есть рыночные экономики. Они основаны на примате неотчуждаемых прав человека, незыблемости права собственности, равенства всех перед законом, примате прав и интересов отдельного человека над государством (государство - обслуживающая людей структура). И есть другие экономики - директивные, диктаторские, социалистические, фашистские - где действует, если отбросить детали и постараться выделить главное, диктат силы в производстве и распределении, примат сакральной власти (государства, которое любит в таких случаях называть себя страной, родиной, отечеством) над интересами отдельного человека. История 19-20 веков убедительно доказала, что второй тип экономик не выдерживает конкуренции с первым. В этом смысле, пытаясь осознать и закрепить ЭТУ свою особость (не культурную, а экономическую) Россия движется по пути регресса, отставания, а значит - в силу своей слабости, рожденной выбранным путем - к разрушению, к распаду, к завоеванию другими, более успешными странами.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments