gregbar (gregbar) wrote,
gregbar
gregbar

Category:

Разговор с братом. Письмо 5. Общество и нравственность. Айн Рэнд.

Брат, ты, обсуждая мои посты-письма к тебе на темы государства и - шире - устройства человеческого общества, часто сворачиваешь на разговоры о нравственности, о моральных качествах вождей, руководителей и простых людей, народа. Я старательно обходил эти темы, поскольку разговоры о нравственности - мутная тема. Часто больше всего кричат о нравственности люди, совем не являющиеся ее образцами. Но вот сейчас я хотел бы высказаться на темы морали именно под углом зрения устройства общества (наша общая тема разговора не должна уйти в тень). Но высказаться я хочу не сам, а устами другого человека: Алисы Зиновьевны Розенбаум (Айн Рэнд).

Айн Рэнд (1905-1982), американский писатель, родом из России (в 1925-м уехала в США), автор философского течения "Объективизм" и горячая сторонница капитализма (не того, что в США - там он пополам с социализмом, а того, каким он должен быть, чтоб сделать жизнь человеческих сообществ поистине достойной). Айн является человеком, очень мне близким по настрою. Я, когда ее читаю, как будто возвращаюсь в родную семью, где все ладно, все по тебе, из которой ты был вырван надолго. Читая ее книжку "Добродетель эгоизма", хочется конспектировать. Что я и буду сейчас делать.

ВВЕДЕНИЕ (выдержки)

Обычно слово "эгоизм" используется людьми как синоним зла; оно связано с образом кровожадного дикаря, который готов для достижения своих целей идти по трупам, не обращает внимания ни на кого другого и стремтся лишь к удовлетворению собственных низменных желаний.

Однако подлинное значение этого слова, которое можно найти в любом словаре, это: "забота о своих собственных интересах".

Это понятие не подразумевает моральной оценки; оно не дает нам указаний на то, хорошо или плохо заботиться о собственных интересах; точно так же не дает определения, в чем же конкретно эти интересы состоят. Ответить на эти вопросы должна этика.

Образ жестокого дикаря создан этикой альтруизма; это ответ, который заставляет человека принять два бесчеловечных принципа: 1) что забота о собственных интересах - это зло, вне зависимости от того, в чем именно эти интересы заключаются; и 2) что любая деятельность дикаря по факту является чем-то, что он делает ради своей пользы (которой альтруизм призывает человека жертвовать ради пользы ближнего).

Альтруизм объяляет любое действие, предпринятое ради выгоды других хорошим, а любое действие, выполненное ради своей собственной выгоды, - плохим. Таким образом, единственный критерий моральной ценности - это кто именно получает от действия пользу, и значит, пока действия человека полезны для кого угодно, кроме него самого, они должны считаться добром.

Отсюда отвратительное отсутствие морали, постоянная несправедливость, двойные стандарты, неразрешимые конфликты и противоречия, которые характерны  для человеческих взаимоотношений и человеческих обществ на протяжении всей истории, при всех вариантах альтруистической этики.

Посмотрите, насколько недостойно выглядит то, что сегодня выдается за моральные суждения. Промышленник, заработавший себе состояние, и бандит, ограбивший банк, считаются одинаково аморальными, потому что оба стремились к богатству ради собственной "эгоистической" выгоды.

Молодой человек, который отказался от карьеры, чтобы помогать родителям, и так и остался на всю жизнь кассиром в бакалейной лавке, считается более высокоморальным, чем тот, кто в результате ожесточенной борьбы реализовал свои персональные амбиции в профессиональной деятельности.

Диктатор может считаться добродетельным, поскольку страшные деяния, совершенные им, он совершал не ради себя самого, а ради "народа".

Так как природа не обеспечила человеку автоматический механизм выживания, и он должен сам заботиться о том, чтобы существовать, значит, если руководствоваться принципом, что забота о собственных интересах - это зло, то человеческое желание жить - тоже зло, и человеческая жизнь сама по себе - зло. Невозможно придумать более безнравственный принцип.

Это можно считать одним из самых тяжких обвинений в адрес альтруизма: альтруизм не предполагает существования человека, обладающего самоуважением и самодостаточностью, - человека, который самостоятельно обеспечивает свое существование, не принося в жертву ни себя, ни других. Это означает, что альтруизм не видит в людях никого, кроме жертвенных животных и тех, кто получает от этих жертв выгоду; тех, кого используют, и тех, кто паразитирует на них, - что он не предполагает добровольного сосуществования людей, не предполагает идеи справедливости.

Если вы не знаете источника отвратительного сочетания цинизма и чувства вины, в котором протекает жизнь большинства людей, то я назову вам этот источник: цинизм происходит от того, что никто из них не пользуется и не принимает альтруистическую мораль, а вина возникает потому, что они не решаются ее отвергнуть.

Чтобы восстать против столь разрушительного зла, нужно восстать против его основных принципов. Чтобы спасти и человека и мораль, нудно спасать концепцию "эгоизма".

Грех грабителя заключается не в том, что он преследует собственные интересы, а в том, ЧТО он считает своими интересами, в том, КАКОВЫ его личные понятия и ценности, в том, что он хочет существовать на НЕДОЧЕЛОВЕЧЕСКОМ уровне. Об этом - в главе "Этика объективизма".

(Продолжение следует)
Tags: разговор с братом
Subscribe

  • Growth vs Value

    Почему-то попадает на глаза много аналитических рассуждений о сравнении акций роста с акциями стоимости. Пишут о том, как и почему акции роста стали…

  • Разноцветный портфель

    Мне по одному делу понадобилось недавно посмотреть в моей книжке Шаги 52 и 54, где я пояснял, как формировать портфель инвестора. Задача при…

  • Value Investing. Некоторые результаты.

    Получил интересное письмо. С разрешения автора - публикую. Здравствуйте, Григорий! Несколько лет назад, когда Вы еще писали серию заметок…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments