gregbar (gregbar) wrote,
gregbar
gregbar

Categories:

Инвестируй как Баффет. (№19) Долгосрочное конкурентное преимущество..

Итак, Баффет нашел такие компании, акции которых можно считать акциями-облигациями с переменным (чаще всего - постоянно растущим) купонным доходом. Что это за фирмы? Каким свойством они должны обладать? На что надо обращать внимание в первую очередь?

Небольшое отступление. Еще в 19 веке экономисты пришли к выводу, что если все бизнесмены будут действовать абсолютно рационально (есть возможность заработать копейку - зарабатываем) и все обладают полной информацией не только о своем бизнесе, но и о бизнесе всех своих конкурентов, то в такой ситуации прибыль всех бизнесов будет стремться к нулю. Они практически ничего не будут зарабатывать. Я не буду приводить всего доказательства, но суть его очень проста. Если я вижу, что мой сосед занимается бизнесом и зарабатывает на продаже своих изделий, скажем 10 копеек на каждой штуке, то я войду в это дело тоже и буду конкурировать с ним, установив цену на 5 копеек ниже его.  И буду зарабатывать по 5 копеек на штуке. Поскольку 5 копеек это лучше, чем ничего, то я, как рациональный человек, выберу этот вариант. Но после этого мой сосед или кто-то третий начнет делать эти же изделия всего за 2 копейки прибыли, чтоб победить нас в конкуретной борьбе. И так постепенно прибыль у всех нас станет нулевой. Это свойство назвали эффективностью рынка. Эффективный рынок к радости потребителей под влиянием конкуренции постоянно снижает цены. При этом потребители довольны, а производители - не очень, они почти не зарабатывают.

Этот принцип эффективного рынка высмеян многими. Ведь люди знают, что это далеко не всегда так в реальности. В чем же ошибка? Ошибки нет. Не всегда верны исходные допущения. Люди не всегда рациональны. Они часто эмоциональны. И люди не владеют всей информацией. В тех же случаях, когда люди владеют всей информацией, например, когда изделие очень простое, и у них нет эмоциональной окраски при покупке или продаже, то рынок становится эффективным. Никто практически ничего не зарабатывает. Возьмем производство сахара-рафинада. Чем производители могут конкурировать друг с другом? Только ценой. Они вынуждены постоянно снижать цену, чтоб оставаться в бизнесе. Ведь вы, как покупатель сахара-рафинада,  совершенно не интересуетесь тем, какая фирма его произвела. Который дешевле - тот и берете. То же самое при производстве простых шариковых ручек. То же при производстве картона, бумаги, пиломатериалов, маек-футболок, металлопроката и многого другого.

Нас все эти бизнесы не интересуют, верно? Но есть и другие бизнесы. Баффет как-то сказал, что он бы хотел владеть бизнесом по производству автомобилей Порше. "Владельцы этих машин не хотят, чтобы машина стоила дешево". Вот это бизнес! Включилась человеческая эмоция. Марка Porsche - это престиж, это значит, что ее владелец - богатый человек. И бизнес Porsche может получать очень большую прибыль, может постоянно повышать цены на свою продукцию. Люди не будут возражать. Они будут покупать автомобили. Следовательно, для Porsche рынок не эффективный. Он защищен от конкурентов. Чем? Своим брендом! Корейцы, вероятно, выпускают очень хорошие автомобили. Но они никогда не будут продаваться с такой прибылью, как Porsce, пока какой-то их бренд не станет столь же знаменитым.

Но Баффет не купил этот бизнес. В нем все же с позиции Баффета есть недостаток. Человек покупает машину надолго. Совсем другое дело - фирма Gillette, акции которой Баффет реально купил в большом объеме. Он говорил: "Владея фирмой Gillette, вы можете спать спокойно, зная что пока вы спите у миллиардов мужчин на планете растет борода". Бренду Gillette удалось стать в сознании людей синонимом бритвенных принадлежностей высокого качества. Фирма может не волноваться за свою прибыль. Она может повысить цены на свою продукцию при инфляции. Потребители это поймут и не изменят своей привычке бриться лезвиями фирмы Gillette.

Marlboro - самые популярные в мире сгареты. Баффет говорил: "Я вам скажу, почему мне нравится табачный бизнес. Себестоимость пачки сигарет 1 цент, продается она за 1 доллар. Курение вызывает привыкание. И у потребителей существует фантастическая лояльность к бренду".

Фирме Coca-Cola удалось стать уникальным брендом в мире прохладительных напитков.

Фирма Jonson & Jonson выпускат масло Baby oil, которое предпочитают мамаши во всем мире.

McDonalds является синонимом бургера и тысячи людей во всем мире, желая быстро перекусить, заходят в ближайший McDonalds, зная, что там их ждет привычный вкус бутерброда.

Все эти фирмы могут себе позволить приличную, все увеличивающуюся прибыль. Все эти фирмы обладают ДОЛГОСРОЧНЫМ КОНКУРЕНТНЫМ ПРЕИМУЩЕСТВОМ. Они не работают в условиях ценовой конкуренции, как производители картона или пиломатериалов. Для них рынок не является эффективным. Бафет говорил: "Если бы все рынки были эффективными, я бы стоял на перекрестке с протянутой рукой".

Итак, известный бренд - это одно из свойств, которое может обеспечить фирме долгосрочное конкурентное преимущество. Но есть и другие. Пытаясь объяснить в чем смысл конкурентного преимущества, Баффет сравнил такую фирму со средневековым замком, кторый окружен рвом с водой. Это ров мешает атакующим (конкурентам, в нашем случае) овладеть этим замком. Но ведь таких рвов может быть много, они могут разной формы, а иногда это могут быть не рвы, а какие-то другие защитные приспособления. Давайте попробуем хотя бы несколько таких рвов перечислить.

Размер. Wal-Mart продает товары повседневного спроса по очень низким ценам.  Опять, обратите внимание, частая сменяемость товара, необходимость снова и снова идти за покупками: рубашки, брюки и чашки-кружки приходится покупать периодически.  Как сети это удается, держать рекрдно низкие цены? За счет объема закупок и продаж. Это самая большая сеть магазинов в мире - более 10 тысяч магазинов в 27 странах, 442 миллиарда долларов ежегодной выручки. Кто может соперничать с ценами Wal-Mart? Тот, кто сумеет покупать у производителей еще больший объем товара. Как это сделать, если Wal-Mart самая большая в мире сеть?

Nebraska Furniture Mart (компания частная, Баффет купил ее не на бирже, а просто договорился с собственниками, но нам сейчас важен принцип). Региональный монополист в Омахе, продает мебель, ковры, электронику и бытовые приборы. Имеет в собственности (не надо платить за аренду) 40 тысяч квадратных метров торговой площади и 90 тысяч квадратных метров  складских помещений. Из-за объема и отсутствия необходимости платить за ареду площадей, работает вне конкуренции в городе и штате. Имеет репутацию честного продавца и того самого места, где вы найдете лучшие цены. Покупателю не надо думать, куда ехать за этим товаром, все знают, что лучше и дешевле, чем в NFM нигде не будет.

H&R Block. Крупнейшая в США и Канаде бухгалтерская фирма, помогяющая миллионам людей заполнять свои налоговые декларации. Благодаря высококлассным бухгалтерам помогает миллонам людей на переплачивать на налогах. Один раз посетив фирму, человек уже не пойдет в другое место для оформления налоговых деклараций.

Еще один способ найти компанию с долгосрочным конкурентным преимуществом - обратить внимане на своеобразную уникальность товара, который она продает: Жевательная резинка Wringley, шоколад Hershy, cигареты Philip Morris, газета The Washigton Post, средства гигиены Procter & Gamble.

Либо предложение уникальных услуг: Moody's - рейтинговое агентство, одно из самых крупных и уважаемых в мире, Wells Fargo - один из крупнейших банков Америки. American Express  - фирма кредитных карточек.

Но Баффету мало, чтобы фирма просто обладала конкурентным преимуществом. Ему надо:

- чтоб оно было долгосрочным,

- чтоб оно по возможности было связано не с уникальными людьми в фирме, а в товаром или услугой, которые фирма производит (люди могут уйти, товар - нет),

- чтоб бизнес по своей природе не требовал постоянных инвестиций в новое оборудование и передовые технологии (чтобы бизнес по возможности не пожирал заработанную прибыль).

В следующем посте поговорим о конкретных фирмах, которые удовлетворяют этим критериям. И о тех, которые не удовлетворяют.

А пока - домашнее задание: попробуйте найти хотя бы одну, а лучше несколько фирм, которые подходят под принцип долгосрочного конкурентного преимущества. Напишите мне, что вы выбрали. Вместе обсудим.
____________________________________________________________________________________________
Начало разговора по теме инвестиций здесь
Предыдущий пост по этой теме
здесь
Следующий пост здесь

Если у вас есть вопрос, комментарий, замечание или предложение по теме нашей беседы, напишите, пожалуйста, коммент к этой записи.

Если есть вопрос конфиденциального порядка (часто бывает в финансовых вопросах) напишите мне письмо на адрес barchevski@gmail.com или
gregbar@bk.ru
Tags: bi
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments