gregbar (gregbar) wrote,
gregbar
gregbar

Category:

Инвестируй как Баффет. (№23) Анализируем правильную баффетовскую фирму.

Ну, вот, мы добрались до самого интересного!

Сейчас мы возьмем еще одну акцию (и компанию, ее представляющую), которая целиком «баффетовская» и подробно ее разберем: что, зачем и почему.

Причем, учитывая пожелания, я буду не просто ее обсуждать, а конкретно указывать, где я беру ту или иную информацию и как эта информация используется для анализа того, насколько она подходит для долговременного стоимостного инвестирования. Поэтому текст будет довольно большой и подробный

Компания эта Johnson & Johnson (JNJ).



Это очень известная фирма, которая больше всего известна у нас в стране по маслу baby oil, которым мамаши любят смазывать попки новорожденным. Однако, фирма известна не только этим. Если мы в Википедии на русском наберем название фирмы, нам выдадут справку https://ru.wikipedia.org/wiki/Johnson_%26_Johnson , где мы можем прочесть основные сведения об этой компании. Сделайте это, пожалуйста, прямо сейчас!

Итак, мы узнали, что фирме полтора века. В этом месте Баффет наполняется уважением. И это понятно: за полтора века происходили самые разные и подчас очень трудные для бизнеса события. Так из Вики мы узнали, что «В начале 1980-х годов компания стала объектом шантажа, которому предшествовала серия отравлений людей, принимавших производившийся «Джонсон энд Джонсон» препарат тайленол (в упаковки с лекарством неизвестным злоумышленником добавлялся цианистый калий). Отравитель, жертвами которого стали семь человек, по сей день не найден». Однако, фирме удалось пережить все эти неприятности, выжить и постоянно развиваться. Это обстоятельство вселяет надежду, что мудрое руководство компанией сумеет и в будущем преодолевать трудности. А мы ведь собрались держать акции долго.

Кроме того, из этой же статьи в Вики мы узнаем, что это не одна фирма, а конгломерат из около 230 (!!!) дочерних фирм по всему миру. И что одних брендов, под которыми фирма выпускает свою продукцию около 100. И среди них оказались такие известные, как O.B., Band-Aid, Doctor Mom, Listerine, OneTouch, Reach, Tylenol.

Мы также поняли, что у фирмы три направления деятельности:

Consumer Health Care (потребительская продукция);
Medical Devices & Diagnostics (продукция для больниц: медицинское изделия и оборудование);
Pharmaceuticals (фармацевтическая продукция).



Итак, фирма, вроде бы на первый взгляд, интересная. Как двигаться и что смотреть, чтоб понять, подходит ли она нам, как объект инвестиций?

Сразу скажу, что эта фирма входит в портфель инвестиций Berkshire, которым управляет Warren Buffett и Charles Munger.

Баффет в процессе изучения компании и ее акций отвечает для себя на несколько ключевых вопросов:

1. Входит ли бизнес этой компании в круг моей компетенции? Достаточно ли хорошо я понимаю, что делает компания?

2. Обладает ли эта фирма долгосрочным конкурентным преимуществом? Есть ли у этой фирмы свой «защитный ров с водой», который мешает конкурентам атаковать ее?

3. Является ли руководство компании честным и компетентным? Работает ли оно исключительно на интересы акционеров, как владельцев компании?

4. Является ли цена акций компании достаточно привлекательной? Обеспечивает ли цена акций «маржу безопасности»?

Если в процессе изучения компании хоть на один из первых трех вопросов получен отрицательный ответ, акции фирмы отвергаются вообще.

Если на первые три вопроса получены положительные ответы, а на четвертый вопрос – отрицательный ответ – это значит, что фирма сама по себе хороша, но ее цена не соответствует безрисковым (малорисковым) вложениям в нее. В этом случае стоит отправить такую фирму в Watch Listсписок фирм, за которыми мы следим: не опустится ли со временем их цена до приемлемого уровня, когда мы сможем их купить?

В случае, если мы на все четыре вопроса ответили положительно, стоит сразу купить акции этой фирмы.

Обращаю ваше внимание, что для первых трех вопросов нам вообще не нужна биржа, направления движения цены акций и все те волнения, которые занимают почти все время у биржевых игроков.

Для ответа на четвертый вопрос надо уже обращаться к биржевой информации. Мы сейчас не готовы к ответу на четвертый вопрос. Тут потребуется отдельный разговор. Поэтому, давайте пока займемся первыми тремя вопросами. То есть, мы пока занимаемся формированием Watch List. И сейчас мы рассматриваем, включаем ли мы компанию JNJ в наш список достойных для инвестиций фирм? Вдумчивый читатель уже догадывается, что включаем. Ведь мы осваиваем метод Баффета, а он купил JNJ. Весь вопрос в том, как он рассуждал и как нам научиться рассуждать так же? Давайте двигаться в этом направлении.

Круг компетенции.
Тут, конечно, каждый решает для себя, в чем он разбирается и в чем не разбирается. Но понятно, с другой стороны, что производство достаточно простых изделий, таких, как ополаскиватель для рта Listerine, масло baby oil, лейкопластыри Band-Aid не требуют сложного оборудования. Больше того (на что обращает пристальное внимание Баффет) для производства этой отлаженной продукции не требуется постоянно заменять оборудование, вкладываться постоянно в инновации или вносить постоянные конструкторские изменения (сравните, например, с автомобильным производством).

У каждого из нас свой background, и тот вид бизнеса, который совершенно понятен одному, может быть совершенно непонятен другому. Вот почему каждый должен самостоятельно сформировать свой круг компетенции, определить те отрасли, бизнес которых ему понятен. Вот, например, список отраслей и подотраслей экономики по российской классификации http://www.zakonprost.ru/content/base/part/180710 Попробуйте просмотреть его и выделить для себя те отрасли, которые входят в ваш круг компетенции.

На мой взгляд, есть некоторые виды деятельности, которые понятны практически всем. Например, розничная торговля. Другие отрасли каждый будет выбирать в зависимости от своей специальности, хобби, прошлого жизненного опыта. Важно сформулировать свой круг компетенции в явном виде и никогда не выходить из этого круга.

Это условие – рассматривать только фирмы, которые находятся в своем круге компетенции – является безусловным для Баффета в процессе его собственной деятельности и его категорической рекомендация для других инвесторов. Почему такое жесткое требование? Ведь мы можем пропустить очень хорошую компанию только потому, что она за пределами нашего круга компетенции? Баффет настаивал, что не надо бояться упустить какую-то очень хорошую компанию, надо опасаться купить акции компании, в бизнесе которой вы ничего не смыслите. Почему? Дело в том, что когда вы владеете акциями какой-то фирмы, то в процессе владения вы будете проживать самые разные времена. Будут периоды, когда цена ваших акций будет существенно снижаться. Что делать? Продавать, поскольку вы теряете прибыль каждый день? Или покупать, поскольку вам дико повезло, что такие замечательные акции продаются в данный момент по очень хорошим, очень низким ценам? Не понимая бизнес фирмы, не понимая как на самом деле идут у нее дела, вы всегда будете сомневаться. Чем точнее вы разбираетесь в том, чем занимается фирма, тем точнее и обоснованнее будет ваш ответ на этот вопрос. Баффет говорил: «Риск возникает, когда вы не понимаете, что вы делаете».

Итак, я должен дать всем время для определения своего круга компетенции. Прервемся, чтоб не удлинять еще больше этот пост. Два других баффетовских вопроса разберем в следующих постах.
_____________________________________________________________________
Начало разговора по теме инвестиций здесь
Предыдущий пост по этой теме здесь
Следующий пост здесь

Если у вас есть вопрос, комментарий, замечание или предложение по теме нашей беседы, напишите, пожалуйста, коммент к этой записи.

Если есть вопрос конфиденциального порядка (часто бывает в финансовых вопросах) напишите мне письмо на адрес barchevski@gmail.com или gregbar@bk.ru
Tags: bi
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments