gregbar (gregbar) wrote,
gregbar
gregbar

Category:

Инвестируй как Баффет. (№24) Долгосрочное конкурентное преимущество. Практика.

Продолжаем анализировать «баффетовскую» компанию JNJ. Очень важно оценить, есть ли у компании долгосрочное конкурентное преимущество. Для оценки этого существуют не только качественные, но и чисто количественные, легко измеряемые показатели. Но давайте начнем с качественных характеристик.

Оценка конкурентного преимущества фирмы на качественном уровне.

1.     Есть ли в ассортименте компании фирменные  продукты или услуги, широко известные и популярные? Задавайте этот вопрос всякий раз, когда вы анализируете любую компанию. У JNJ такие продукты есть. Уже упоминавшиеся Baby oil, Listerine, зубные щетки и другие принадлежности Rich, тампоны O.B. Ставим галочку.
2.     Является ли продукция компании часто обновляемой? Нужно ли ее покупать постоянно? Тоже обязательный вопрос. Для JNJ ответ утвердительный. Все ее товары, кроме медицинского оборудования, являются товарами повседневного спроса.
3.     Имеет ли компания возможность повышать цены на свою продукцию, чтобы нейтрализовать инфляцию? Честно говоря, не исследовал этот вопрос для JNJ. Но интуитивное ощущение, что может. Однако, надо просто порыться в интернете и посмотреть, например, как выросли и выросли ли вообще цены за последние 5-10 лет, например, на то же детское масло или ополаскиватель для рта. Я этого не делал потому, что сегодняшняя инфляция в США (1-2%) ничто по отношению к рублевой инфляции в России, и переведя деньги в доллар, можно условно считать инфляцию самого доллара равной нулю. Но это мое рассуждение не верно. Надо просто проверить. Буду признателен, если кто-нибудь проделает эту работу и сообщит нам результат.

Количественная оценка конкурентного преимущества

К счастью, у нас есть способы оценить долгосрочное конкурентное преимущество и более простым способом, просто посмотрев на цифры, на экономические показатели работы компании. Эти данные мы сейчас условно разделим на две части: те, которые мы можем проверить быстро, прямо сейчас, поскольку они имеют простой смысл и не требуют долгих пояснений. И есть другие показатели, которые надо пояснять и вычислять. Эти, более сложные показатели мы «оставим на потом». Разберемся сначала с простыми.

1.     Самое простое. Мы уже отмечали, что предприятия живущие в условиях ценовой конкуренции почти не имеют прибыли. Они нас не интересуют. Нас интересуют предприятия с долгосрочным конкурентным преимуществом. Это просто-напросто означает что в течение ряда лет фирма получает прибыль на каждый доллар проданной продукции большую, чем это бывает обычно. И никто не может ей в этом помешать. Поэтому такое происходит из года в год (у нее, получается, есть этот самый «ров с водой»). Давайте посмотрим как обстоят дела у JNJ.

Сейчас я покажу по шагам, что и где мы смотрим, причем, сделаю это с картинками, чтобы было наглядно видно, как это происходит. Нам надо изучить эту процедуру один раз, чтобы потом можно было лишь ссылаться на подобные действия.

Итак, сначала нам надо войти на сайт MarketWatch, который дает информацию по финансовым показателям любой интересующей вас компании за 5 последних лет.
Вот как выглядит этот сайт:





Нам надо кликнуть в поле Search (вы видите его справа). При этом вы попадете на лист, который выглядит вот так:



Вводим  тикер интересующей нас фирмы “JNJ” в поле “Enter a symbol or keyword».
Вот так:




При этом система выдала нам ряд подсказок с данным тикером. Кликаем на первый из них. Попадаем на страницу, содержащую разнообразную информацию об интересующей нас фирме:



Советую потратить время и рассмотреть представленную информацию внимательно. Чего там только нет! Вот об этом, в частности, я и говорил, когда упоминал об открытости американских компаний. Но пойдем дальше по нашему пути. Вверху страницы, сразу под названием и тикером фирмы мы видим ряд закладок: Overview, Profile, News, Chart, Financials и т. д. Причем сейчас мы находимся сейчас в закладке «Overview».




Нам нужны финансовые показатели фирмы. Поэтому мы кликаем на закладку “Financials”. При этом мы попадаем на страницу, где за последние 5 лет показаны расчеты прибылей компании (называется эта таблица по-русски «счет прибылей/убытков», а по-английски «Income Statement»). В первой строке мы видим Sales/Revenue (годовые объемы продаж) за 5 последних лет:



Мы видим, что продажи устойчиво росли последнее время примерно на 4-5% в год, кроме 2015 года, когда они снизились на 5,5%. Причины снижения в 2015 году мне не известны. Было бы очень хорошо, если бы кто-то почитал новости (News в закладках) и рассказал нам, с чем это снижение связано.

Раз уж мы отвлекаемся от нашей задачи, советую еще посмотреть на строку «Cost of Goods Sold”. Это операционные  затраты проданной продукции. Она состоит из цены всех исходных материалов, которые истрачены на производство того, что мы продали, плюс заработная плата рабочих, которые создали эту продукцию, плюс износ оборудования. Смотрите! Операционные затраты составляют всего 30% от цены продаж! То есть фирма должна зарабатывать очень прилично!

Но это мы отвлеклись. Мы более подробно проанализируем эту таблицу в дальнейшем. А сейчас посмотрим то, ради чего мы предприняли это изучение. Внизу этой длинной таблицы есть строка «Net Income» - чистая прибыль:



Мы видим, что за 2015 год получена чистая прибыль 15,41 миллиарда долларов! Это при том, что продано продукции на 70,2 миллиарда долларов. То есть, чистая прибыль компании уже после уплаты всех налогов составляет 15,41/70,2*100 % = 21,5% от объема реализованной продукции. Это очень хорошо! В среднем в США компании имеют рентабельность выпускаемой продукции (так называется этот показатель, а по-английски – Profit Margin) на уровне 8-14%, а в некоторых отраслях – сети розничной торговли, банки – существенно меньше: 2-4%.

Скажите пожалуйста, другие бизнесмены тоже хотят получать такую высокую рентабельность продукции? Конечно! Они, конечно, хотят производить то же, что JNJ, отобрать у нее долю ее рынка, снизив немного цены, получая, скажем, всего 18%, а не 21,5% рентабельности. Ведь это все равно будет существенно выше, чем обычно зарабатывают в бизнесе. Они бы с удовольствием это сделали. Но почему же за 150 лет существования JNJ никто не сделал этого? Иначе наша фирма не смогла бы продолжать держать такую высокую маржу прибыли. Почему никто не сделал это 5-10 лет назад? Что-то им мешает! Ров!!! У этой фирмы есть какой-то ров с водой. Допустим, мы еще не знаем какой это ров, в чем он состоит (хотя, мы знаем, мы уже рассмотрели качественные характеристики конкурентного преимущества JNJ). Но просто сами цифры нам показывают: у этой фирмы есть конкурентное преимущество. Мы увидели это потому, что она позволяет себе держать высокие (по сравнению со своими затратами) цены на свою продукцию, а конкуренты не в состоянии сбить ее цены. Значит, фирма  не находится в состоянии ценовой конкуренции, а имеет конкурентное преимущество.

Позвольте здесь остановиться и поздравить тех, кто добрался до этого места. Мы впервые заставили говорить цифры финансового отчета! Мы постепенно становимся финансовыми аналитиками! Глядя на цифры мы сделали вывод о конкурентном преимуществе изучаемой компании. Это делает и Баффет. Только у него еще тысяча способов заставить цифры говорить. Поэтому нам есть, что изучать дальше.

Но сначала: я ведь рассчитал рентабельность выпущенной продукции только за 2015 год. Чтобы быть уверенным, что конкурентное преимущество является долговременным, надо убедиться, что и в другие годы рентабельность была высока. Разделите, пожалуйста, чистую прибыль на объем реализованной продукции за 2011, 2012, 2013 и 2014 годы. Сколько процентов составляет эта прибыль по годам? Если у вас также получится цифра на уровне 20% рентабельности, то мы можем считать, что это не случайность, а закономерность, что у JNJ конкурентное преимущество является долгосрочным. Напишите мне, что у вас получилось.

Нам надо еще продолжить изучать количественную информацию, чтобы окончательно можно было сделать вывод о том, есть ли у JNJ долгосрочное конкурентное преимущество. Но мы остановимся на этом пока. Путь финансового аналитика труден. Надо сделать паузу.

Напомню, что будет очень здорово, если кто-то сумеет ответить на вопросы, которые возникли у нас по ходу изучения этой компании:
1.Выросли ли цены за последние 5-10 лет на детское масло или ополаскиватель для рта?
2.Причины снижения выручки в 2015 году?
Начало разговора по теме инвестиций здесь
Предыдущий пост по этой теме здесь
Следующий пост здесь

Если у вас есть вопрос, комментарий, замечание или предложение по теме нашей беседы, напишите, пожалуйста, коммент к этой записи.

Если есть вопрос конфиденциального порядка (часто бывает в финансовых вопросах) напишите мне письмо на адрес barchevski@gmail.com или gregbar@bk.ru
Tags: bi
Subscribe

  • Quality 5-factors Investing Model

    Век живи, век учись! Этот лозунг явно адресован мне. Поскольку я нарушаю этот принцип постоянно. И поэтому постоянно открываю Америку. И только…

  • Ответ сток-пикера на вопрос начинающего инвестора

    Мне постоянно приходят письма с вопросами. Вот мой ответ одному новичку в хорошем для инвестиций возрасте - 22 года (вопрос его будет понятен из…

  • Алгоритм отбора акций

    По просьбе Павла Комаровского сформулирую принципы, которые лежат в основе формирования портфеля, опубликованного в посте "Мой…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

  • Quality 5-factors Investing Model

    Век живи, век учись! Этот лозунг явно адресован мне. Поскольку я нарушаю этот принцип постоянно. И поэтому постоянно открываю Америку. И только…

  • Ответ сток-пикера на вопрос начинающего инвестора

    Мне постоянно приходят письма с вопросами. Вот мой ответ одному новичку в хорошем для инвестиций возрасте - 22 года (вопрос его будет понятен из…

  • Алгоритм отбора акций

    По просьбе Павла Комаровского сформулирую принципы, которые лежат в основе формирования портфеля, опубликованного в посте "Мой…