gregbar (gregbar) wrote,
gregbar
gregbar

Category:

Инвестируй как Баффет (№48) Пошаговая инструкция работы. Шаг 2. Экспресс-анализ.

Итак, закончив работу со списком компаний на Шаге 1, каждый из нас получил список фирм, бизнес которых ему в целом понятен. Мы обвели тикеры этих фирм овалом на первом шаге. Не знаю, как у кого, а у меня получился следующий список: HD, SJM, DAL, ADS, GM, DLPH, ABBV.

Теперь надо завести вторую тетрадку, чуть потолще. На обложке пишем: «Экспресс-анализ». В этой тетрадке для каждой компании надо будет завести отдельную страницу. Мы уже пытались сделать экспресс-анализ в посте № 25, когда знакомились с сайтом Yahoo, но тогда мы это сделали галопом и не полно. Между тем, экспресс-анализ – очень простой инструмент быстрой оценки конкурентного преимущества фирмы на основании финансовой информации о фирме. Пятнадцать минут работы – и вы видите кто перед вами: заурядная компания или фирма с долгосрочным конкурентным преимуществом.

Честно говоря, экспресс-анализ - это моя придумка по-быстрому оценить достоинстве компании. Из массы критериев, которыми оценивает фирму Уоррен Баффет, я выбрал наиболее важные, как мне кажется, чтобы с одной стороны, грубо оценить наличие или отсутствие долгосрочного конкурентного преимущества фирмы, а с другой стороны, не тратить слишком много времени на эту оценку. Это не значит, что все другие «баффетовские» критерии проверять не надо. Надо, конечно. Обязательно! Но мы можем сделать это на следующих шагах. Этих следующих шагов может и не быть, если компания «не сдала» даже первый экзамен. А этот первый тест можно провести довольно быстро и просто. Экспресс-анализ состоит в ответе только на три вопроса:

1.     Растет ли годовой объем продаж (Revenue) фирмы из года в год в последние 5 лет? [Факт: в среднем в 2016 американские компании показывают рост годового объема продаж в размере около 8,5%]. Смысл этого критерия очевиден: если выручка компании из года в год стабильно растет, значит ее продукция (услуги) пользуется все большим спросом у потребителей.
2.Растет ли прибыль (Net Income) фирмы из года в год за последние 5 лет? [При нормальной работе рост прибыли должен быть даже несколько выше, чем рост рост объемов продаж фирмы за счет экономии на условно-постоянных расходах]. Рост прибыли очень важен. Мы это уже отмечали ранее неоднократно. Это ключевой показатель, вследствие которого инвестиции в акции оказываются предпочтительнее инвестиций в облигации. В среднем рост прибыли по фирмам США составляет 10%

Если оба показателя стабильно растут из года в год, это характеристика хорошего состояния дел в фирме и умелости ее менеджмента.

Здесь надо только иметь в виду, что бизнес – это не хайвэй с минимальной скоростью 80 км/час. Бизнес – сложная система, и тут могут быть разные отклонения, которые надо разбирать отдельно. Например, если фирма поглощает другую компанию и это очень хорошо для бизнеса, то выручка фирмы при этом обычно резко вырастает (поскольку при этом выручки обеих компаний складываются), но прибыль при этом часто  падет (поскольку потрачены деньги – часто в кредит – на покупку другой фирмы). И таких особенностей может быть очень много. Вот почему, если выручка или прибыль фирмы в какой-то год испытывают снижение – не хороните ее сразу. У хорошей компании этот показатель не только восстановится через год-два, но и значительно побьет рекорд прошлых лет.

Вот почему Баффет стремится проанализировать выручку и прибыль компании за 10 лет (по возможности). Он для этого использует данные аналитической фирмы http://www.valueline.com/ Доступ к балансам компаний американского рынка на сайте этой аналитической фирмы – платный. У нас нет возможности бесплатно получить десятилетнюю информацию.

Максимум, что мы можем сделать бесплатно – это доступ к пятилетним данным, который дает нам http://www.marketwatch.com/ Мы будем пользоваться здесь именно этой информацией. Но надо помнить, что лучше иметь данные за 10 лет.

3.     Каков процент рентабельности выпускаемой продукции (Net Profit Margin) фирмы? Выше ли он среднего значения по американским компаниям? Рентабельность выпускаемой продукции – это отношение (в процентах) годовой чистой прибыли к годовому объему продаж? Он показывает сколько центов чистой прибыли содержится в каждом долларе проданной фирмой продукции (или услуг). Этот показатель отлично характеризует, есть ли у фирмы конкурентное преимущество. [Факт: в среднем у компаний, входящих к индекс S&P 500, рентабельность выпускаемой продукции колеблется в разные годы на уровне от 4,5 до 12%. В 2016 она прогнозируется на уровне около 7-9%. См. например. http://www.bloomberg.com/news/articles/2015-06-17/obsessing-over-profit-margins-is-good-way-to-miss-s-p-500-gains Здесь указан процент доналоговой прибыли, после налогов прибыль на 30-35% уменьшится.].


Для проведения экспресс-анализа нам надо на основании данных о финансовых показателях фирмы, которые легко найти на сайте MarketWatch, построить простую табличку (очень удобно для этой цели использовать Excel). Давайте, будем строить нашу табличку и проводить экспресс-анализ на примере первой компании из нашего списка HD.

Зайдем на сайт MarketWatch и в закладке Financials  рассмотрим годовые отчеты по прибыли фирмы. Перед вами фрагмент этого отчета. Мы видим объемы реализованной продукции за пять последних лет. Эти данные нам надо переписать в табличку.




Если мы «прокрутим» отчет вниз, то в конце мы увидим размер чистой прибыли за те же годы.



Эти цифры нам тоже надо перенести в нашу табличку. Получаем:

Home Depot (HD) in billions
Показатель 2011 2012 2013 2014 2015
Revenue (Объем продаж) 70,4 74,75 78,81 83,18 88,52
Net Income (Чистая прибыль) 3,88 4,54 5,39 6,35 7,01


Пока все просто, правда? Перенесли две строки цифр с сайта в таблицу. Однако, этого уже достаточно, чтобы понять в первом приближении наличие или отсутствие у фирмы долгосрочного конкурентного преимущества.

Теперь нам надо ответить на три вопроса, сформулированные выше. Обычно все привыкли, что на вопросы следует отвечать либо да, либо нет. В инвестиционных делах иногда появляется еще и промежуточный ответ. Его можно определить, как «Возможно» или «Пожалуй». Поэтому, против каждого вопроса мы в качестве ответа будем ставить цифры: «1» - если ответ «Да»; «-1» - если ответ «Нет», и «0» - если ответ «Возможно».

Вопросы , сформулированные нами выше, не равноценны. Наиболее важен третий вопрос. Если рентабельность выпускаемой продукции (ее еще называют маржой чистой прибыли) стабильно выше среднего по фирмам США, входящим в индекс S&P 500, это очень сильный аргумент за то, что фирма имеет долгосрочное конкурентное преимущество. Давайте будем вклад этого показателя в общую оценку фирмы подсчитывать с коэффициентом 2.

Рост прибыли от года к году – тоже важный показатель, будем учитывать его с весовым коэффициентом 1,5.

А рост выручки – важен, кто спорит, но в немного меньшей степени - будем учитывать его с коэффициентом 1.

Для удобства ответов на три исходных вопроса, давайте сделаем еще три (по числу вопросов) строки в нашей таблице, в которые поместим расчетные данные (выделены зеленым цветом):

Home Depot (HD) in billions
Показатель 2012 2013 2014 2015 2016
Revenue (Объем продаж) 70,4 74,75 78,81 83,18 88,52
Net Income (Чистая прибыль) 3,88 4,54 5,39 6,35 7,01
Growth of Revenue 6,2% 5,4% 5,5% 6,4%
Growth of Net Income 17,0% 18,7% 17,8% 10,4%
Profit Margin 5,5% 6,1% 6,8% 7,6% 7,9%

Здесь я добавил строку Рост объема продаж (Growth of Revenue), в которой в процентах показано, на сколько продажи данного года выросли по отношению к предыдущему году.

Следующая строка: Рост прибыли – то же самое для строки прибыли.

И последняя строка – Рентабельность выпускаемой продукции (или услуг). Она показывает сколько центов чистой прибыли компания зарабатывает с каждого доллара проданной продукции. Напоминаю, в среднем в США в 2016-м –10%.

Итак, первый вопрос, растет ли годовой объем продаж (Revenue) фирмы из года в год в последние 5 лет? Ответ, постоянно растет. Правда, рост этот на уровне 5,4 – 6,4% в год несколько меньше, чем в среднем по рынку. Однако, в секторе розничных продаж средние показатели немного ниже средних по рынку, Вот здесь мы можем посмотреть данные среднего роста за последние 5 лет по секторам http://pages.stern.nyu.edu/~adamodar/New_Home_Page/datafile/histgr.html По розничным продажам материалов для строительства средний показатель равен 6,64%. Это все равно несколько выше, чем в нашем случае, у нас в среднем получается 5,9%. Но надо иметь в виду, что у HD вес каждого процента очень большой, поскольку сам объем продаж очень большой - около восьми десятков миллиардов долларов.

Вот пример, когда не знаешь, что делать. Поставить «0» за этот показатель или «-1»? Я бы поставил «0». А вы?

Проверим остальные показатели.

Второй вопрос: Растет ли прибыль (Net Income) фирмы из года в год за последние 5 лет? Ответ – растет. Причем прибыль растет значительно более высокими темпами, чем объемы продаж. Что очень хорошо. И по абсолютному значению рост прибыли за все годы выше, чем в среднем по S&P. Ставим единицу.

Но вот в последний год рост уменьшился. Вот бы знать, разовое это явление или признак начала потери конкурентного преимущества? Для ответа на этот вопрос надо лезть глубже в изучение фирмы. Пока мы этого делать не хотим. У нас только этап экспресс-анализа. Что поставим фирме по этому параметру, какую оценку? Я бы поставил «1».

Последний и очень важный показатель «Рентабельность выпускаемой продукции». Не очень выдающиеся результаты. Только к 2016 году показатель вышел на средние по рынку цифры. Но: это розница. Этот сектор показывает традиционно низкие показатели рентабельности. Часто на уровне около 5% и даже меньше. Очень высока конкуренция в рознице. Она не дает держать торговцам большую маржу. А здесь рентабельность выпускаемой продукции на уровне чуть больше средней по сектору.  Это говорит о некотором конкурентном преимуществе данной сети. Ставим единицу? Или ноль?

Если единица, то общий результат 0*1+1*1,5+1*2= 3,5. Хорошо это или плохо? Максимальное значение суммарного показателя, которое мы можем получить, равно 4,5. Минимальное: -4,5. Среднее: 0. Давайте примем, что если у нас получилось 2 или выше, то мы выбираем фирму.

Тогда наша фирма HD при такой оценке проходит на следующий шаг проверки.

Если мы ставим минус один  за первый критерий и ноль за третий показатель, то фирма выбывает из рассмотрения на этом шаге.

Что поставили вы?



Возьмем следующую компанию из нашего списка, SJM. Для нее табличка получается такая:

SJM in billions
Показатель 2012 2013 2014 2015 2016
Revenue (Объем продаж) 5,53 5,9 5,61 5,69 7,81
Net Income (Чистая прибыль) 0,455 0,54 0,561 0,343 0,686
Growth of Revenue 6,7% -4,9% 1,4% 37,3%
Growth of Net Income 18,7% 3,9% -38,9% 100,0%
Profit Margin 8,2% 9,2% 10,0% 6,0% 8,8%

Сразу смотрим рассчитанные нами показатели (эти строки выделены зеленым цветом). Видно, что ситуация здесь довольно непростая: есть падения вместо роста. В 2014 и 2015 году в фирме явно шла какая-то перестройка. И выручка и прибыль уходили в минус  в эти годы. Но в 2016-м эта перестройка сменилась очень существенным ростом. Выручка «рванула» сразу на 37%, а прибыль – аж на 100%!!! Однако, рентабельность выпускаемой продукции довольно слабая, примерно на уровне средней по рынку. И – что очень важно – она очень неустойчива год от года. Короче: отправляем эту фирму в корзину? Или нет? будем проверять более дотошно? Ваше мнение?

Нам надо закончить эту работу, проанализировав все остальные фирмы. Предлагаю читателю проделать это самостоятельно. Напишите мне, есть у вас еще хоть одна фирма, которая прошла этот фильтр?
++++++++++++++

Начало разговора по теме инвестиций здесь
Предыдущий пост по этой тематике здесь
Следующий пост здесь

Если у вас есть вопрос, комментарий, замечание или предложение по теме нашей беседы, напишите, пожалуйста, коммент к этой записи.

Если есть вопрос конфиденциального порядка (часто бывает в финансовых вопросах) напишите мне письмо на адрес barchevski@gmail.com илиgregbar@bk.ru
Tags: bi
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments