gregbar (gregbar) wrote,
gregbar
gregbar

Category:

Инвестируй как Баффет (№50) Пошаговая инструкция. Шаг 4. Продолжаем углубленный анализ компании.

Часть вторая. Балансовый отчет (Balance Sheet) и общий анализ.

Сейчас мы рассмотрим второй и последний бухгалтерский документ: Балансовый отчет фирмы.

Он представляет собой сумму всего имущества, которое есть у фирмы. Подсчитывается это имущество двояко:
 - с точки зрения состава этого имущества (актив) и
 - с точки зрения затраченных на это имущество денег и источников этих денег (пассив).

Понятно, что как ни считай, общий результат должен совпасть: суммарно пассив равен активу. Поэтому и называется баланс, балансируются активы с пассивами. Давайте составим балансовую таблицу для нашего примера по сдаче недвижимости в аренду.

Как уже отмечалось ранее, баланс надо делать на какой-то момент времени. Баланс – это моментальная фотография имущества. Потому что имущество постоянно в движении. Были деньги на счете, назавтра купили что-то – деньги уменьшились, зато появилось имущество в другом виде – то, которое мы купили. Вот почему надо всегда отмечать, на какую дату составлен баланс.

Примечание: Счет прибылей/убытков всегда составляется за какой-то период: за год или, например, за январь месяц текущего года. Это всегда надо иметь в виду – баланс составляется на дату, расчет прибыли – за период. Очень интересные выводы можно сделать, если сравнить балансовый отчет на начало периода (например, на 01.01.2016, с отчетом по прибылям/убыткам за период, который начинается с даты составления баланса (например, за 2016 год) и с балансом на конец этого периода (например, на 31.12.2016).

Давайте, выберем какую-то дату, на которую мы будем составлять бухгалтерский баланс для бизнеса по аренде помещения. Допустим вы начали сдавать помещение в аренду 01 января 2016 года. Именно на эту дату начала вашего бизнеса имеет смысл составить ваш первый баланс.

Сначала давайте подсчитаем ваши активы. То есть, все ваше имущество. Ваше имущество существует в разных формах. У вас есть счет в банке, и туда поступают от арендатора ежемесячные арендные платежи в размере 20 000 рублей. Но вам пока еще не поступали деньги за аренду, поскольку вы только начали бизнес. По той же причине вы пока не понесли еще никаких расходов. И все ваши активы – это ваше помещение. Его цена (сумма за него уплаченная) 1150 тысяч рублей. Вот пока и весь ваш актив. Это то, что у вас есть.

Теперь давайте посмотрим на ваши пассивы. Из каких источников образовались те суммы, которые вы потратили на приобретение вашего актива (помещения)? По большому счету таких источников всегда два: собственные средства и деньги, взятые в долг. Часто удобно начинать расчеты с заемных денег. Если мы подсчитаем все ваши долги (Liabilities), то разница между суммой всех ваших активов и суммой всех ваших долгов как раз и покажет сколько у вас собственных средств в бизнесе. Их называют по-русски чистыми активами бизнеса, а по-английски - Total Stockholders Equity.

В нашем случае долг у вас единственный – кредит банку, который вы взяли при покупке помещения – 450 тыс. рублей.

Тогда ваши чистые активы равны стоимости всех активов – вашего помещения (1150 тысяч рублей) минус ваш долг (450 тысяч рублей). Получается, что ваши чистые активы на момент начала вашего бизнеса (1 января 2016 года) составляют 1150-450=700 тысяч рублей. Что совсем не удивительно: именно столько вы и вложили своих средств при покупке помещения. Таким образом, ваши пассивы - это заемные средства (450 тысяч) плюс собственные средства (700 тысяч). И все ваши пассивы 450+700 равны всем вашим активам 1150. И так будет всегда, по определению. Потому, что все, что у вас есть, и что не куплено в долг - это все ваше собственное.

Гораздо интереснее, что с вашими деньгами будет происходить дальше, в процессе развития вашего бизнеса. Если чистые активы со временем будут прирастать (а это было бы так естественно, ведь вы постоянно получаете от бизнеса прибыль), то значит ваш бизнес успешно развивается.

Чистые активы бизнеса можно еще мыслить как ликвидационную стоимость: если вы продадите все ваши активы (ваше помещение) и полностью погасите весь кредит, то на руках у вас останется сумма, как раз равная чистым активам бизнеса. Не удивительно, что в нашем примере в самом начале пути это будет именно та сумма, которую вы в бизнес и вложили: 700 тысяч рублей.

Попробуем понять, что будет происходить с вашими чистыми активами, скажем, через год ведения бизнеса. Давайте, попробуем нарисовать реальную картину вашего бизнеса за первый год его работы.

Для этого нам надо составить фактический Счет прибылей/убытков, которые произошли за 2016 год. Реальность, как это всегда бывает, немого отличается от наших прогнозов. Допустим, ваш арендатор съехал досрочно, 1 июля. И у вас получился 1 месяц простоя с 1 июля по 1 августа 2016, когда вы не получали арендную плату. Зато вам удалось найти нового арендатора за 22 тысячи рублей в месяц. И всего за год вы получили арендной платы: 20*6+22*5= 230 тысяч рублей.

Теперь ваши затраты:
- уборка – 300*12=3600 рублей;
- бухгалтер – 1500*11=16500 рублей (за один месяц, когда не было арендатора, вы бухгалтеру не платили зарплату);
- плата (проценты) за кредит – 450000*12%=54000 рублей;
- налог на недвижимость – 2400 рублей.

Давайте рассчитаем вашу доналоговую прибыль (Income before Tax).

230 тысяч рублей мы получили от аренды. Эти деньги поступили вам на банковский счет. С этого счета вы уплатили за уборку, бухгалтеру, проценты за кредит и налог на недвижимость – всего 76,5 тысяч рублей. Но всегда бывают еще разные затраты, которые не учесть заранее. Допустим, у вас в помещении прорвало трубу. И ремонт вам обошелся в 7 тысяч рублей. Всего вы потратили, таким образом, 83,5 тысяч рублей. Следовательно, ваша доналоговая прибыль составила 230-83,5=146,5 тысяч рублей.

Вам надо еще уплатить налог в размере 15% от доналоговой прибыли: 146,5*15%= 21,975.

После уплаты этой суммы налога, у вас осталось 124,525 тысяч чистой прибыли (Net Income). По идее, это и есть та сумма, которая осталась у нас на банковском счете к концу года. Это при условии, что вы ничего не брали «на жизнь» из вашего бизнеса. Но, допустим, что это не так. Конечно, таким простым бизнесом, как сдача помещения в аренду, вы занимались лишь в свободное от основной работы время. Вы продолжали трудиться на основной работе и получали свою зарплату. Но, как это часто бывает, вам ее не хватило. И когда вы с женой решили поехать в отпуск, вам пришлось снять со счета вашего арендного бизнеса 30 тысяч рублей, чтобы добавить к тому, что вы накопили на отпуск. Благо, что вы индивидуальный предприниматель по российским законам. Вам в этом случае ничего дополнительно за такое снятие платить не придется. Если бы это была корпорация, такое снятие на личные нужды владельцев бизнеса называется выплатой дивидендов и облагается дополнительным налогом на дивиденды. Но вам повезло, в вашем случае нет этого дополнительного налога.

Итак, поскольку летом вы сняли со счета 30 тысяч рублей на личные нужды, то к концу года на вашем банковском счете накопилось только 124,5-30=94,5 тысяч рублей. Что делать с этими деньгами? Есть три варианта.

1.     Можно опять снять деньги, и потратить их на личные нужды (я бы не советовал).

2.     Можно копить на покупку нового помещения – развивать бизнес (но стоит ли держать деньги на счете и копить на новую покупку, когда над вами «висит» большой кредит?)

3.     Можно погасить часть кредита (мне представляется наиболее разумным, поскольку при этом в следующий год уменьшится сумма выплачиваемых процентов – чем меньше сумма, тем меньше проценты – а выплачиваемые проценты являются самой большой статьей ваших затрат, почему бы ее не уменьшить?)

Итак, если вы выбрали вариант гашения части суммы кредита, например, 90 тысяч, то у вас на новый год долг по кредиту составит только 450-90= 360 тысяч рублей. И это значит, что проценты по кредиту в 2017 году составят 360*12%=43,2 тысячи рублей, а не 54 тысячи, как было в 2016. Следовательно, ваши общие затраты можно ожидать на уровне 73,5 тысяч рублей (на 10 тысяч меньше, чем в 2016-м). Поэтому, прибыльность вашего бизнеса в 2017 немного вырастет, поскольку затраты уменьшаются. Она ожидается на уровне 264-73,5= 190,5 тысяч рублей до налога. А после налога (15% от прибыли) – 162 тысяч рублей.

Если вы приняли вариант гашения части кредита, то на счете у вас после выплаты кредитору 90 тысяч рублей останется всего 4,5 тысячи.

Все. Мы разобрались со Счетом прибылей/убытков за 2016 год и теперь можем составить Баланс по состоянию вашего бизнеса на 31 декабря 2016 года.

Теперь ваши активы состоят из двух частей:

- Деньги на банковском счете. Эти средства по-английски называются Current Assets. Они так называются – текущие активы – поскольку это «живые» деньги на счете (или в виде других вполне быстро доступных активах, например облигациях, которые всегда можно продать). У вас таких денег немного - 4,5 тысячи.

- Само помещение. Сколько оно стоит сейчас? Может быть и немного больше, и немного меньше, чем та цена, по которой вы его покупали год назад. Допустим, вам повезло и помещение немного выросло в цене. То же AVITO показало вам, что сегодня за такое помещение можно получить не менее 1300 тысяч рублей.

Тогда суммарно ваши активы по состоянию на 31 декабря 2016 года составляют 1304,5 тысяч рублей (деньги на счете плюс цена помещения). Отлично. Активы приросли.

А что с долгами? Они, наоборот, уменьшились на 90 тысяч. Теперь ваш долг по ипотеке составляет 360 тысяч рублей. И других долгов у вас нет.

Тогда ваши чистые активы на конец 2016 года составляют 1304,5-360=944,5 тысяч рублей! Отлично! Еще год назад у вас было чистых активов только 700 тысяч (за год рост на 35%). Мало того, что вы смогли взять на отпуск 30 тысяч из этого бизнеса, так еще ваше собственное имущество в бизнесе (после вычета всех долгов) выросло на 244,5 тысяч рублей.

Это все, конечно, радует. Но давайте посмотрим, за счет чего это все произошло? Частично – за счет того, что вы погасили из своей прибыли часть кредита. Но большей частью за счет того, что выросла цена ваших активов. Она увеличилась на 150 тысяч. С 1150 до 1300 тысяч рублей. А ведь совсем не обязательно, что так будет происходить всегда. Цена ваших активов может как расти, так и снижаться. И от этого очень зависит успешность бизнеса.

Как заранее угадать, будут ли чистые активы расти или убывать год от года? Заранее сказать ничего нельзя. Поскольку это зависит от многих факторов. Вы взяли из бизнеса в качестве дивидендов не очень много, примерно четверть от заработанной прибыли. Это было вашим разумным шагом. Вы погасили, по мере вашей возможности, часть кредита. Это тоже было вашим разумным шагом. Ну и просто вы выбрали такой вид бизнеса, который приносит вам довольно приличную прибыль: сегодня ваша годовая выручка составляет уже 22*12=264 тысячи рублей. А ваши годовые затраты в 2017-м уменьшатся более, чем на 10 тысяч рублей по сравнению с 2016 годом за счет гашения части кредита. У вас есть реальный шанс заработать в 2017 году 264-73=191 тысяч рублей прибыли до налога и 162 тысячи рублей чистой прибыли. А это существенно, на 30% больше, чем 124 тысячи, которые вы заработали в 2016-м.

Итак, стечение разных обстоятельств: удачный бизнес, грамотное управление финансами в этом бизнесе, удачный поиск второго арендатора, который вам платит больше, чем первый - позволили вам наблюдать интересную картину динамично развивающегося собственного бизнеса. Давайте разберемся, какие цифры в балансе и счете прибылей/убытков позволили нам сделать вывод об успешности вашего бизнеса? Что мы увидели в цифрах такого, что нам этот бизнес показался привлекательным?

Прибыль растет год от года (на 30%).

Чистые активы растут год от года (на 35%).

А что с рентабельностью выпускаемой продукции/услуг? В нашем случае – это услуга: аренда. В 2016 рентабельность была 54,1% (124,5/230), а в 2017-м мы прогнозируем ее в размере 162/264*100%=61,3%. Как видим, рентабельность выросла. Можем констатировать прогресс: нам остается все больше от каждого рубля выручки.

Что произошло с процентом заемных средств в процентном отношении к объему всех активов бизнеса (насколько бизнес зависим от займов)? В 2016-м заем составлял 450/1150*100%= 39% от суммарных активов. В 2017-м 360/1300*100%= 27,6%. Снижается существенно доля заемных средств!

А за сколько лет работы прибылью фирмы можно полностью погасить кредит? Баффет считает, что если за 5 лет или меньше, то бизнес устойчивый, если для полного гашения требуется более 5 лет, то бизнес слишком «закредитован». Посмотрим 2016 год. Заем 450, прибыль 124,5. За 3,6 года чистая прибыль погасит полностью кредит. Отлично. А в 2017-м? Заем 360 прибыль 162. За 2,2 года можно полностью погасить кредит. Просто превосходно!

И еще нам надо проверить один из самых важных показателей бизнеса: возврат на чистые активы (Return on Equity – ROE). В 2016-м у вас чистые активы составляли 700 тысяч рублей. А чистая прибыль – 124,5 тысяч рублей. На каждый вложенный вами в этот бизнес рубль вы получили за год прибыли 124,5/700*100%= 17,8% чистой прибыли. Хорошо это или плохо? Баффет считает, что более 10-12% в год – это хорошо. Но он считает в долларах. А мы – в рублях. А рубль на длинных интервалах постоянно отстает от доллара. Поэтому, давайте мы по-другому оценим. Какие у нас есть альтернативные варианты использовать наши деньги? Если мы положим деньги в банк под проценты, мы заработаем на них 8-10% максимум, существенно меньше, чем в данном бизнесе. Если мы переведем деньги из рублей в доллары и будем держать очень долго, мы заработаем 12-14%, тоже немного меньше, чем в этом бизнесе. Если мы переведем деньги в доллары, купим на них индексный фонд (VOO) и будем держать очень долго, то мы заработаем примерно столько или даже чуть больше, чем в этом бизнесе. Вот и считайте, что выгоднее.

Но давайте посмотрим, что у вас с этим показателем (ROE) произойдет в 2017 году. Ваши чистые активы теперь составляют 944,5 тысяч рублей. А ваша прибыль за год – 162 тысячи рублей. ROE= 162/944,5*100%= 17,2%. Уменьшился показатель. Но совсем немного, на доли процента. Можно считать, что ROE довольно стабильно на этом вполне достойном уровне.

Ну и, наконец, давайте подсчитаем какой процент от инвестированных нами средств мы смогли снять на дивиденды (потратить на личные нужды, не разрушая бизнеса, оставив ему возможность нормально развиваться)? Мы сняли 30 тысяч, а наши инвестиции составляли 700 тысяч. Получается, что мы сняли 30/700*100%= 4,3% от инвестированной суммы. Очень неплохо, на мой взгляд. Если мы каждый год сможем снимать в виде дивидендов 4-5% от инвестированной суммы, а наш бизнес при этом будет продолжать расти, то это получается хорошая замена банковскому депозиту.

Вы уже поняли, что мы сейчас проделали? Мы на основании Балансовых отчетов фирмы и Счетов прибылей/убытков за два года проанализировали перспективность данного бизнеса. И он нам понравился. Если бы такой бизнес котировался на бирже, стоило бы его купить? Не знаю. Два года – это очень маленький срок. Вдруг такие хорошие показатели – это следствие удачных внешних обстоятельств в эти годы, которые могут в будущем измениться?

От чего зависел ваш успех? Что могло пойти не так?

Я вижу два основных риска:

- Бизнес-активность может упасть, бизнесы будут меньше арендовать помещений, поэтому цена аренды может снизиться. От чего это зависит? От общего бизнес климата в стране, от ставок по кредитам, от изменений налогового законодательства, от степени «прессования» бизнеса всякими проверяющими службами.

- Цена недвижимости (стоимость наших активов) может снизиться. От чего это зависит в случае офисной недвижимости (которую мы рассматриваем)? Да от тех же самых факторов.

Из каких соображений я сделал выводы о рисках фирмы? Из понимания сути бизнеса. Из того, что я не просто смотрю цифры в отчетах, но и понимаю, что за этим стоит в реальной жизни. Откуда мы можем подчерпнуть такое знание? Во-первых, бизнес не должен быть "умнее нас". Если бы я анализировал бизнес по изготовлению и продаже ЧИПов, преобразующих радиосигнал в цифровой код (SWKS), то я бы не взялся утверждать так смело. А арендный бизнес простой. И я, и вы его понимаем. Во-вторых, если акции корпорации котируются на бирже, то фирма по закону обязана предоставлять квартальные и годовые отчеты о своей деятельности (в США они называются Q-10). Эти отчеты очень сильно регламентированы правилами Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC). В них есть очень много важной информации о бизнесе. Если  мы внимательно почитаем годовые отчеты фирмы, то там довольно подробно рассказывается об особенностях данного конкретного бизнеса.

Но и цифры бухгалтерских таблиц могут о многом рассказать. Только хорошо бы смотреть цифры не за два года (в этом случае могут просто счастливо сложиться обстоятельства), а за гораздо больший период. Вот почему Баффет проводит наблюдение за теми же показателями, что и мы сейчас исследовали, но делает это на десятке лет. Полагая, что за десять лет случалось всякое, и благоприятные годы, и плохие. И за этот период фирма уже проявилась полностью. Анализ за 10 лет показывает уже определенно, как фирма переносит трудности.

Ну, вот и все. Мы прошли самое трудное. И оно не такое уж и трудное, правда?

Нам надо будет теперь попробовать проделать аналогичные вычисления и рассуждения в отношении разных реальных фирм, акции которых котируются на бирже. И выбрать из них лучшие. Вот и вся премудрость!
______________
Начало разговора по теме инвестиций здесь
Предыдущий пост по этой тематике здесь
Следующий пост здесь

Если у вас есть вопрос, комментарий, замечание или предложение по теме нашей беседы, напишите, пожалуйста, коммент к этой записи.

Если есть вопрос конфиденциального порядка (часто бывает в финансовых вопросах) напишите мне письмо на адрес barchevski@gmail.com илиgregbar@bk.ru
Tags: bi
Subscribe

  • Ответ сток-пикера на вопрос начинающего инвестора

    Мне постоянно приходят письма с вопросами. Вот мой ответ одному новичку в хорошем для инвестиций возрасте - 22 года (вопрос его будет понятен из…

  • Алгоритм отбора акций

    По просьбе Павла Комаровского сформулирую принципы, которые лежат в основе формирования портфеля, опубликованного в посте "Мой…

  • Мой портфель

    В комментах на мой вчерашний пост в клубе Rational Answer ("Давайте, создадим сообщество сток-пикеров!") Александр Силаев предложил…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments