gregbar (gregbar) wrote,
gregbar
gregbar

Category:

Инвестируй как Баффет. (№ 51). Пошаговая Инструкция. Шаг 5. Выбираем компании для покупки.

Давайте, наконец, применим методы анализа компаний, которые мы изучили  на примере простого бизнеса по сдаче в аренду офисного помещения, для реальных больших котирующихся на бирже компаний, акции которых имеет смысл купить для долговременных инвестиций. Выберем достойные для покупки акции! Причем проведем анализ в полном объеме, без скидок на то, что мы только начинающие. Потому что мы уже не начинающие. Я считаю полученные знания уже совершенно профессиональным уровнем понимания долгосрочного инвестирования.

У меня есть список компаний, которые я выбрал, поскольку они подозрительно похожи на те самые фирмы, которые обеспечат успех в долговременном инвестировании. Не спрашивайте меня, как я набрал эти фирмы. Там по-разному происходило. И я еще не знаю, достойны ли они того, чтоб начинать охоту за ними. Давайте, вместе посмотрим их внимательно и разберемся.
Вот этот список:
Google (GOOGL),
Starbucks (SBUX),
Priceline (PCLN),
MasterCard (MA),
Nike (NKE),
Disney (DIS),
Home Depot (HD).
Для каждой компании необходимо проделать следующий стандартный набор действий, которые приведут нас к решению, стоит ли ее купить и к конкретной покупке:
I. Отвечаем на вопрос: «Понятен ли мне бизнес компании?» Этот ответ сугубо индивидуален. Одному бизнес понятен, другому – не очень. Если вы не до конца понимаете бизнес фирмы – сразу и без колебаний отбрасывайте эту фирму. Хороших фирм много. Выберете какую-то другую. Вы не сумеете никогда спокойно держать акции компании, бизнес которой вам не до конца понятен. Вы будете терять свои деньги. Когда цены будут снижаться, у вас появится непреодолимое желание продать эти акции, а не подкупить еще. Это будет происходить потому, что вы не понимаете до конца бизнес фирмы и, следовательно, не можете быть в нем уверены. Вот почему надо смело проходить мимо компании, бизнес которой вам не до конца понятен. Я имею наглость считать, что бизнес всех вышеприведенных фирм мне более или менее понятен. Я уже отобрал в этот список только те фирмы, которые проходят по этому критерию. Возможно, я ошибаюсь. Так у меня уже бывало: вроде бизнес компании ты понимаешь, покупаешь хорошую, понятную фирму, а потом у нее возникают проблемы, и тебе становится ясно, что ты далеко не полностью понимал суть бизнеса этой компании. Что в этом случае делать? Только углублять свое понимание этой компании читая статьи и отчеты фирмы. Каждому надо сделать этот выбор самостоятельно: хорошо ли я понимаю бизнес фирмы?
II. Проводим анализ экономических показателей компании на основании бухгалтерских таблиц за ряд лет и другой доступной финансово-экономической  информации по данной фирме. Этот шаг занимает довольно много времени, но он может быть полностью подчинен определенной формальной схеме анализа: надо по шагам выполнять определенные действия и смотреть результаты. То есть, этот шаг можно сделать совершенно формальным, выполнять его, практически не думая. А результаты получаются весьма значительные. Можно понять в результате этого количественного анализа есть ли у фирмы долгосрочное конкурентное преимущество, насколько грамотно управляет фирмой команда менеджеров, и работает ли она в интересах акционеров, насколько стабильно работает фирма, и будет ли она динамично развиваться в будущем.  Если мы видим в экономике исследуемой фирмы существенные изъяны, отбрасываем эту компанию. Если все хорошо, и компания имеет здоровую экономику и успешно развивается, то переходим к следующему шагу анализа.
III. Читаем годовые и квартальные отчеты фирмы, чтобы глубже понять суть ее бизнеса и еще глубже увидеть ее успехи и проблемы. На этом шаге надо окончательно ответить для себя на два вопроса. Есть ли у фирмы долгосрочное конкурентное преимущество? Являются ли руководители фирмы профессиональными и честными людьми, которые работают на благо своих акционеров?  Кроме отчетов фирмы надо еще почитать статьи аналитиков, что они думают по поводу перспектив развития компании. Ссылки на эти статьи содержатся на сайтах Yahoo и MarketWatch. Если это углубленное изучение нас не разочаровывает, то переходим к следующему шагу. Если мы увидели глубокие внутренние проблемы – просто отбрасываем фирму.
IV. Смотрим на цену компании. Готовы ли мы купить эту фирму по такой цене? Только на этом шаге мы впервые обращаемся к биржевой цене акций фирмы. Заметьте, до этого шага нас не интересовала биржевая информация вообще, мы занимались только изучением сути бизнеса компании. Сейчас мы начинаем анализировать цену фирмы. Если нас цена устраивает, то мы начинаем покупку (что значит слово «начинаем», будет пояснено в следующем пункте). Если цена нас не устраивает, то мы помещаем эту компанию в Waiting List: список фирм, которые мы хотим купить, но просто ждем, когда цена этих фирм нас устроит. Иногда в этом списке фирма может простоять много лет, а мы так и не купим ее. Часто мы не купим такую замечательную фирму никогда. Ничего страшного. Страшно купить даже хорошую фирму по завышенной цене. В этом случае мы ничего не заработаем, а возможно, и потеряем. При этом не стоит проявлять нетерпение и бояться, что со временем цена уйдет еще выше и мы «упустим случай». Мы ведь оцениваем цену не саму по себе, а по отношению к прибыли фирмы (Р/Е). Цена на акции хорошей компании конечно, вероятнее всего, вырастет со временем, но и ее прибыль вырастет со временем. А биржа время от времени в силу разных причин подкидывает нам случаи существенного снижения цены акций отличных компаний. Вот этими случаями и надо пользоваться.
V. Если мы решили покупать, не надо делать это «в один присест».  Мы никогда не знаем будет ли через некоторое время цена лучше или хуже, чем нынешняя. Неплохо разбить покупку на две-три части. Тогда у вас в результате нескольких покупок, разделенных некоторым временем, получится в результате какая-то средняя цена покупки всего пакета, которая не будет ни очень завышенной, ни очень заниженной.
Вот по этой схеме мы и пройдем сейчас с одной из представленных фирм. Давайте возьмем для начала Starbucks (SBUX).
Бизнес этой компании, думаю, понятен всем: всемирная сеть кофеен с отработанной технологией, с отличным брендом, достаточно быстро растущая. Ее конкурентное преимущество определяется огромными размерами компании (свыше 24 тысяч торговых точек по всему миру) и отличным, узнаваемым брендом.
Анализ экономики фирмы состоит из многих этапов. Именно на этом анализе мы сейчас и сосредоточимся. Нам необходимо выполнить несколько шагов.
Для анализа мы будем использовать два сайта: https://finance.yahoo.com/ и http://www.marketwatch.com/  В первом лучше представлена обобщенная информация, а во втором – даны бухгалтерские таблицы за относительно большее число лет (за пять лет).
1.
Введем в поисковую строку Finance.Yahoo тикер нашей компании SBUX. И сразу выберем закладку Statistics. Первую обобщенную оценку успешности фирмы можно быстро сделать на основании этой статистической информации. Смотрим на следующие показатели:
2.
Чисто справочно оценим цену акций. Серьезно ценой мы займемся только на шаге IV, а сейчас глянем просто из любопытства. Сегодня, 18 января 2017 года цена акций (на закрытии вчерашней торговой сессии) составляет $58. Это нам пока только к сведению. Там же, ниже, читаем Trailing P/E = 30,53; Forward P/E = 23,48.
Почему два разных значения P/E? Trailing  Р/Е – это число, которое получится, если мы разделим сегодняшнюю цену акции на ту фактическую прибыль, которую фирма получила в пересчете на одну акцию за прошедшие 12 месяцев.  А Forward P/E – это число, которое получится, если мы разделим сегодняшнюю цену акции на прибыль в пересчете на одну акцию, которую фирма получит в течение ближайших предстоящих 12 месяцев. То есть это прогноз на год вперед.
Нас вообще-то интересует Forward P/E, поскольку если мы сегодня купим акцию, то нам интересно сравнить ее цену с тем, сколько прибыли нам фирма заработает за год нашего владения акцией в сравнении с ценой, которую мы за нее заплатили. А сколько она заработала за прошедший год нас уже мало интересует, это уже прошлая по отношению к дате нашей покупке цифра, к нашему владению акцией она отношения не имеет. Но, к сожалению, прибыль на предстоящий год никто точно не знает. То, что мы видим – это лишь оценка специалистов. Однако, надо сказать, что обычно специалисты в этих параметрах сильно не ошибаются. Примерно такая и будет реальная цифра через год.
Еще мы видим, что Р/Е на будущий год меньше, чем за прошедший. Если мы один и тот же числитель (сегодняшняя цена акции) делим на разные цифры: прибыль за прошедший год в первом случае и прибыль за предстоящий год во втором случае, и во втором случае число в результате получается меньше, чем в первом, то можно сделать вывод, что прибыль в предстоящий год будет больше, чем в прошедший. И это нам нравится. Прибыль, похоже, растет. Но это мы гораздо более точно определим позже по Счетам прибылей/убытков.
Далее, Р/Е на будущий год, если акцию купить сейчас, равно 23,48. Много это или мало? Это средне. Среднее значение Р/Е для 500 компаний, входящих в индекс S&P составляет сегодня 25 (см. multpl.com). Еще год назад среднее значение было 21. Это значит, что рынок в целом сегодня существенно дороже, чем год назад. А интересующая нас фирма торгуется на уровне средних значений по сегодняшнему рынку (чуть ниже, на самом деле). Что для нас не очень хорошо. Мы ведь хотим покупать хорошие фирмы по невысокой цене. Но пока это только первая оценка. Разговор о цене и ее разумности для покупки у нас еще впереди, в пункте IV. И там мы узнаем еще много интересного о цене и поймем, хороша ли сегодняшняя цена акций Starbucks. А пока нам надо понять, хороша ли сама фирма. Двигаемся дальше по таблице статистики.
3.
Price/Book (mrq) =14,4. Что это такое? Book – это цена имущества фирмы в пересчете на одну акцию (цена имущества фирмы делится на число акций в обращении, получается имущество на одну акцию). Имущество фирмы – это то, что мы называли в предыдущем посте Equities – чистые активы фирмы. Это собственное имущество называется еще Book – книга, поскольку это то, что записано в бухгалтерских книгах компании в качестве ее собственных средств. Так вот, получается, что за акцию сегодня просят и платят на бирже в 14,4 раза больше, чем у нее есть всего собственного имущества (в пересчете на эту же одну акцию). Это может расстроить непосвященного человека. Смотрите, у самых первых хозяев фирмы было только столько денег, сколько на старте у них было Equities (помните, в аредном бизнесе – предыдущий пост – вы вложили 700 тысяч и у вас Equities было тоже 700 тысяч).
Для Старбакс получается, что на бирже акции продаются в 14,4 раза дороже, чем они они «должны стоить», если оценивать из по совокупному объему собственных средств (Equeties) в расчете на одну акцию. То есть, цена акции получается завышена в 14,4 раза по сравнению с имуществом фирмы. Может быть, не стоит покупать акции по такой высокой цене?
Если бы цель нашей покупки была в том, чтоб распродать имущество компании, то разумеется – не стоит. Но создатели Starbucks сумели создать из своей фирмы такую машину производства прибыли, что она генерирует деньги в потрясающих объемах. Нас интересует не имущество компании, а ее способность создавать для нас прибыль, если мы станем ее акционерами. Поэтому показатель Р/Е, который показывает, сколько прибыли компания создаст для своих акционеров в расчете на каждый доллар вложенных сегодня в нее инвестиций, для нас гораздо более важен, чем то, сколько у нее имущества на каждый вложенный в нее доллар. Потому что фирма - это не просто склад ее имущества, а это машинка по производству прибыли для своих акционеров.
4.
Предыдущие два параметра Р/Е и Р/В мы пока только отметили чисто для информации, подробней мы с ценой будем разбираться в разделе IV, когда будем решать, готовы ли мы покупать акции по сегодняшней цене.
Но уже следующий интересующий нас параметр нам нужен для оценки фирмы, как возможного интересного объекта покупки. Profit Margin = 13,22% ( знак процента в таблице не указан, но цифра дается именно в процентах).
Смотрите, это далеко не 60%, которые у нас были в бизнесе по аренде помещения. И понятно почему. Арендный бизнес почти не требует текущих затрат. Пустое помещение само по себе представляет интерес для арендатора. А чтобы приготовить чашку кофе надо потратиться на сам кофе, на сахар, воду и молоко, на бумажный стаканчик и салфетку, заплатить за электроэнергию, которую потребит автомат, готовящий кофе, а еще надо заплатить зарплату работнику, который этот кофе приготовит. Ну а зарплата бухгалтера,  директора компании, расходы на рекламу и другие условно-постоянные расходы тоже присутствуют и добавляются к текущим затратам. Поэтому в ресторанном бизнесе маржа чистой прибыли просто не может быть такой большой, как в бизнесе по сдаче в аренду офисных помещений.
Какой же должна быть нормальная маржа прибыли в цене проданной продукции?  Она очень разнится по отраслям экономики. Вышеприведенные рассуждения о сравнении маржи в арендном бизнесе и кофейне это наглядно демонстрируют. Можно отметить, что сегодня маржа прибыли по 500 компаниям, входящим в индекс S&P, составляет в среднем 8-10%. Но эта цифра мало что показывает, это как средняя температура по больнице. Маржа прибыли очень отличается для компаний, работающих в разных отраслях. Для примера можно посмотреть информацию о средней марже по конкретным отраслям, например, на этом сайте https://biz.yahoo.com/p/sum_qpmd.html . На этом же сайте вы можете найти, что для ресторанного бизнеса средняя маржа составляет 7,5%. В нашем случае маржа существенно выше средней.
Этот факт высокой маржи прибыли говорит не только о том,
- что сеть кофеен Starbucks зарабатывает существенно большую прибыль на каждый доллар проданного товара,
- и не только о том, что у «нашей» сети более высокий запас прочности в случае колебаний затрат, чем в среднем по ресторанному сектору,
- но он говорит и о наличии у Starbucks долгосрочного конкурентного преимущества; другие рестораны тоже бы не прочь получать побольше прибыли с проданной продукции, однако у них это не получается, а у Старбакс – получается.
Почему? Что-то заставляет посетителей платить в Старбакс немного дороже за чашку кофе, чем в других заведениях, увеличивая тем самым им прибыль.

Что заставляет посетителей переплачивать? Качество: хорошее и абсолютно стабильное.  Уютная современная, приятная атмосфера в заведении. Большое число кофеен, где – каждый посетитель уверен – он почувствует себя так же хорошо и выпьет такой же хороший кофе, как и в любом другом Старбакс на нашей планете. Короче, бренд! Это мы берем на заметку. Это то, что и называется долгосрочным конкурентным преимуществом. Это именно то, что нам надо.
Кстати, например, у McDonald’s (MCD) маржа чистой прибыли в цене 18,8%. Даже лучше, чем Старбакс в этом отношении. Тоже – указывает на долгосрочное конкурентное преимущество. Но вернемся к Старбакс.
Нам еще бы еще хорошо проверить, насколько стабилен этот показатель год от года. И это мы проверим в дальнейшем по таблицам Счетов прибылей/убытков за ряд лет. А пока – к следующему показателю!
5.
Переходим к очень важному показателю: Return on Equity (ttm) = 48,14%. Кстати, буквы ttm означают Trailing twelve months (за последние 12 месяцев).
Помните, в нашем аредном бизнесе этот показатель (ROE) был на уровне 17-18%, а здесь аж 48%. Этот показатель очень важен, если он высок (в нашем случае он очень высок) и стабилен из года в год.
В среднем по рынку ROE составляет примерно 10%, но показатель очень разнится по разным отраслях (см., например, средние показатели ROE по отраслям http://pages.stern.nyu.edu/~adamodar/New_Home_Page/datafile/roe.html ). Рестораны дают в среднем ROE 39%, но фаст-фуд обычно меньше.
Позвольте мне отложить объяснение факта, почему этот показатель так важен для инвестора. Здесь надо довольно со многим разобраться и это объяснение потребует отдельного поста. Одно могу сказать заранее: если ROE стабильно высок, то можно покупать акции этой фирмы и по значительно более высокой цене по соотношению Р/Е, чем это обычно считается разумным, и при этом тем не менее ожидать существенного роста цены акций в будущем.
Глубинный смысл этого показателя состоит в том, что он характеризует два важных аспекта бизнеса:
- удачности самого бизнеса, как машины по генерации прибыли на вложенные инвесторами средства, и
- умелости команды менеджеров, которые разумно управляют денежными потоками в бизнесе.
Нам надо еще проверить, насколько стабилен этот показатель из года в год. Это мы сделаем на основе бухгалтерских таблиц за ряд лет. Это позже. А пока просто фиксируем высокое значение ROE и ставим очередной плюс.
6.
Смотрим показатель общего долга фирмы Total Debt (mrq) = 3,66B (буквы mrq в скобках означают: Most recent quarter – самый последний квартал; мы помним, что это показатель из баланса фирмы, который составляется на определенную дату, поэтому выбрана самая последняя дата, по которой есть информация – отчет за последний квартал).
Много это или мало: 3,66 миллиарда долларов долга? Мы уже помним, что надо сравнивать с годовой прибылью фирмы. Если прибыль за 5 лет работы может погасить полностью долг – это предел разумного размера долга. Если можно погасить за меньшее время – все хорошо, если за большее – считаем, что фирма опасно закредитована. Находим в этой же таблице (чуть выше) показатель Net Income Avi to Common (ttm) = 2,82B. Это сокращение от Net Income Available to Common Shares (ttm) – чистая прибыль, доступная для обыкновенных акций (за последние 12 месяцев). То есть, это та прибыль, которая после всех вычетов, налогов и выплат осталась в распоряжении фирмы; то, чем владеют акционеры; то, что фирма для них заработала за последние 12 месяцев. Этой прибыли фирма заработала за прошлый год 2,82 миллиарда долларов. Если мы разделим долги компании (3,66 миллиардов) на прибыль одного последнего года работы (2,82 миллиарда), то мы поймем, что фирма в состоянии погасить все свои долги прибылью за 1,3 года работы. Гораздо быстрее, чем за 5 лет. Вывод: долги фирмы вполне приемлемы.
7.
Смотрим во втором столбце таблицы показатель % Held by Insiders = 2,79% - процент от общего числа выпущенных акций, который который находится в распоряжении работников самой фирмы. Работники (главным образом, высшее руководство компании) владеют акциями компании. Если объем этого владения мал – это ни о чем нам не говорит, это и не плохо, и не хорошо. Но очень хорошо для нас, потенциальных покупателей акций, если этот объем значителен. Это говорит нам о том, что интересы акционеров жизненно важны руководству компании, поскольку сами руководители фирмы – крупные держатели акций компании и они кровно заинтересованы в том, чтоб эти акции стоили все дороже, чтоб они росли в цене. Это факт нам очень на руку. Вот почему, большой объем акций на руках у работников фирмы – это очень радостный показатель для нас.
Теперь нам надо понять, 2,79% от всех акций – это много или мало? Для этого нам надо перевести этот процент в деньги. Всего акций фирмы выпущено 1,46 миллиардов штук (смотрим чуть выше показатель Shares Outstanding = 1,46B: выпущенных акций 1,46 миллиардов штук). Значит на руках у работников фирмы находится: 1.46милиардов*2,76%=40,7миллионов штук акций. Каждая акция стоит сегодня 58 долларов. Всего у работников корпорации Старбакс на руках акций на 2 миллиарда 362 миллионов долларов. Огромная сумма!
Опыт показывает (это можно проверить по отчетам фирмы), что почти вся эта сумма находится на руках у нескольких высших руководителей. Теперь представьте себе настроение допустим CEO корпорации (или любого другого высшего чиновника), у которого на руках акций, скажем на 500 миллионов долларов. И как изменяется его настроение, когда цена акций вместо 58 долларов снижается до 57 долларов? Он при этом сразу теряет 8,6 миллиона долларов! И его коллеги тоже.
Когда я представляю эту картину, мне сразу хочется тоже стать акционером этой компании, поскольку я понимаю, что руководство фирмы сделает все от них зависящее, чтоб цена акций росла, чтоб дивиденды выплачивались. Они сами в этом кровно заинтересованы.
Помните, мы говорили, что одна из самых важных вещей, которую нам необходимо понять: является ли руководство фирмы ориентированным на максимальную пользу для акционеров? Это можно узнавать разными способами. Можно разговаривать с руководителями (как это делает Баффет, но этот путь для нас закрыт), можно смотреть, насколько умело и в интересах акционеров руководство распоряжается прибылью (мы будем это делать), но если мы видим на руках у руководителей корпорации акции собственной фирмы на большую сумму – это очень сильно укрепляет нашу уверенность в том, что руководство всегда будет действовать в интересах акционеров, поскольку сами руководители являются крупными акционерами своей компании.
В данном случае мы видим именно такой (совсем не частый) случай: руководдители компании – очень крупные ее акционеры. Ставим большой жирный плюс.
8.
И последний показатель из этой таблицы, который мы хотим рассмотреть: Forward Annual Dividend Yield = 1,73%.

Дивидендная доходность на вложенные сегодня деньги за предстоящий год составит 1,73% годовых. Как это рассчитано?

Смотрите, строкой выше читаем Forward Annual Dividend Rate = 1. Фирма сейчас выплачивает 1 доллар дивиденда в среднем на одну акцию в год. Действительно, в 2016 году фирма выплачивала дивиденды четырежды в год (ежеквартально) по 20 центов на акцию. Всего получается 80 центов за год. Еще годом раньше, в 2015-м квартальные выплаты составляли по 16 центов. Специалисты разобрались, что в 2017 году квартальные выплаты будут по 25 центов на акцию (собственно уже в четвертом квартале компания выплатила впервые 25 центов). И всего за год набежит 1 доллар. Сегодня акция продается по 58 долларов. Поэтому, купив акцию, мы можем рассчитывать, что на наши инвестиции будет в 2017 году выплачено дивидендов 1/58*100% = 1,73% годовых.
Много это или мало? Если сравнивать со средним дивидендом для 500 компаний, входящих в индекс S&P 500, то это немного меньше средних значений, которые в настоящее время находятся на уровне 2,03% годовых. Но сравнивать лучше не со средним по S&P (которое очень отличается по разным отраслям), а с доходностью по надежным облигациям. Ведь у инвестора альтернативой вложения денег в акции является вложение в облигации. По казначейским облигациям США (наивысшая надежность – ААА) на 10 лет до гашения (для нас наиболее подходящее сравнение – мы акции тоже надолго покупаем) доходность к гашению сегодня составляет примерно 2,4% годовых, что немного выше, чем дивидендная доходность по акциям Старбакс.
Стоит ли тогда покупать акции Старбакс, если вложение в сверхнадежные облигации правительства США дадут нам даже чуть более высокий поток наличных? Ведь акции по надежности нельзя сравнивать с облигациями правительства США.

Конечно, облигации класса ААА более надежны.

Но:
- Облигации будут приносить вам одинаковый годовой доход в течение всех 10 лет, которые вы будете их держать. А дивидендные выплаты Старбакс постоянно растут из года в год. В 2010 году годовые выплаты составляли только  11,5 центов на акцию и с той поры выплаты постоянно растут: 2011 - 28 центов, 2012 – 36 центов, 2013 – 44,5 центов, 2014 – 55 центов, 2015 – 68 центов, 2016 – 85 центов. Как мы видим, из года в год размер дивидендов существенно увеличивается (примерно на четверть ежегодно). В результате за 6 лет размер дивидендов увеличился более чем в семь раз! Если такая тенденция сохранится дальше, то компания Старбакс через 10 лет будет выплачивать своим акционерам в виде годового дивиденда более 80% от той суммы, которая была ими инвестирована сегодня. А облигации и через 5, и через 10 лет по-прежнему будут давать все те же 2,4% в год на внесенные сегодня деньги.
- По окончании 10 лет владения казначейскими облигациями США они будут погашены по номиналу, и инвестор вернет назад примерно ту же сумму, что он вложил сегодня (небольшое отличие будет, поскольку сегодня облигации покупаются не по номиналу, а по рыночной стоимости, однако рыночная стоимость весьма незначительно отличается от номинала как правило). В случае же покупки акций компании Старбакс они через 10 лет будут проданы не по той цене, по которой были приобретены, а, скорей всего, по гораздо более высокой. Мы проводим все наше исследование именно для того, чтобы уверенно ожидать этого. Пока просто отметим, что за последние 10 лет с конца января 2007 года цена акций Старбакс выросла более, чем втрое (с 15,45 долларов до 58 долларов). То есть в среднем в год (включая падение в кризис 2008-2009) акция росла в цене более, чем на 13%.
А это значит, что купленная 10 лет назад и проданная сегодня акция Старбакс принесла ее владельцу суммарно в виде дивидендов плюс роста стоимости в среднем более 20% в год на инвестированную сумму! Это существенно больше, чем 2,4%, которые мы уверенно получим по облигациям правительства США.
Другими словами, в облигациях правительства за 10 прошлых лет инвестор в облигации заработал суммарно 24% от вложенной суммы (2,4%*10). А инвестиции в акции компании Старбакс принесли бы ему суммарной прибыли более 300% от вложенной суммы!!! Существенная разница! Вот почему стоит рисковать вложением в акции, которые не обещают гарантированную доходность, и подчас отказываться  от гарантированных по доходности и возврату вложений в казначейские облигации США.

Но при этом хотелось бы еще и свести риск к минимуму, не так ли? Именно этим мы и занимаемся.
Можем ли мы гарантировать, что такая же веселая ситуация с акциями Старбакс повторится и в следующие 10 лет?

Разумеется, нет! Но подобное может повториться. Чтобы приобрести достаточную уверенность в этом, как раз и нужно анализировать бизнес компании. Причем не только при покупке. В процессе владения акциями хорошо раз в полгода повторять процедуру, которую мы сейчас изучаем, чтобы быть уверенным, что в компании по-прежнему все хорошо.
Как мы уже обсуждали раньше, выплата дивидендов - не единственный и, возможно, не самый лучший способ распорядится прибылью фирмы. Есть два других: обратный выкуп акций и направление прибыли на развитие бизнеса. Но постоянное получение дивидендов позволяет инвестору психологически легче пережить времена снижения цены акций (которые всегда будут происходить). Рассуждение: «Я получаю дивиденды практически на уровне доходности по облигациям, могу пока жить с этим доходом, а цена акций как снизилась, так и вырастет, мне не к спеху», - такое рассуждение очень помогает пережить «трудные времена» в психологическом плане.
Мы закончили быстрый анализ текущего состояния фирмы. Нам понравился Старбакс. Практически везде одни плюсы. Но еще надо понять, насколько устойчиво это состояние компании. Как обстояли дела за последние несколько лет? Является ли деятельность фирмы стабильной и динамичной за ряд последних лет работы? Для этого надо анализировать бухгалтерские таблицы. Это мы и сделаем в следующем посте.
_____________
Начало разговора по теме инвестиций здесь
Предыдущий пост по этой тематике здесь
Следующий пост здесь
Если у вас есть вопрос, комментарий, замечание или предложение по теме нашей беседы, напишите, пожалуйста, коммент к этой записи.
Если есть вопрос конфиденциального порядка (часто бывает в финансовых вопросах) напишите мне письмо на адрес barchevski@gmail.com илиgregbar@bk.ru
Tags: bi
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments