gregbar (gregbar) wrote,
gregbar
gregbar

Category:

Экономический ров

Работаю сейчас над четвёртой главой книжки для начинающих инвесторов. Глава называется "Путь Уоррена Баффета". Опубликую один параграф Шаг 4.1. "Экономический ров".

Итак, мы сейчас займёмся основным инвестиционным инструментом; тем, который сулит наибольший доход; тем, который является предметом самого пристального изучения специалистов; тем, который позволит нам стать финансово независимыми – мы займёмся акциями. По крайней мере, в этой главе разговор пойдет только о них, об акциях.

Любой, кто входит в мир инвестиций, кто открывает счет у брокера и получает от него на свой компьютер торговую платформу, любой такой новичок поначалу оказывается оглушён обилием свалившейся на него информации. Тысячи различных акций, котировки которых движутся постоянно, причём в разные стороны. Масса советов разных маститых специалистов, которые часто противоречат один другому. Тонны специальных экономических терминов и малопонятных рассуждений о их взаимосвязи. У человека часто возникает ощущение, что он из своего привычного мира попал в совершенно другой, непонятный ему мир, и этот мир пугает.

Всё это так и есть. Новичок действительно попадает в особый мир. У многих возникает такое ощущение от этого нового мира: «казино». Всё время какие-то акции за один день растут в цене на 5,10 или 15 процентов, а другие катастрофически падают в цене (причём, оказывается, что на падении можно тоже зарабатывать). Это ощущение, что ты попал в игровой зал, где играют на большие деньги серьёзные парни, заставляет людей вести себя по-разному в зависимости от их темперамента:

- Одни разворачиваются и уходят из этого бедлама навсегда в прочный и привычный мир, где нет места биржевым котировкам.

- Другие решают рискнуть и поставить на акцию, которая, вроде бы, хорошо растёт, чтобы через день, неделю или месяц продать её по более высокой цене, чем она была куплена. Иногда это удаётся. Иногда нет.

- Есть и такие, кто за всей этой биржевой кутерьмой пытается увидеть порядок и закономерность. Со времён Бенджамина Грэма, который является родоначальником этого подхода, такие инвесторы называют себя долгосрочными стоимостными инвесторами.

Мы пойдем именно этим, последним из перечисленных путей.

Все великие идеи просты. Мы будем основываться на двух простых идеях о том, как «приручить» дикий биржевой рынок и использовать его для своих корыстных целей. Обе идеи принадлежат Бенджамину Грэму.


  1. Чтобы понять, что будет происходить с ценами акций в долгосрочной перспективе, следует вспомнить, что акция – это не просто бумага и не просто точка на графике изменения цены. Акция — это доля владения бизнесом конкретной компании, которая выпустила эту акцию. И если компания хороша, если компания стабильно приносит прибыль, если компания успешно развивается, то и акция хороша, и цена этой акции со временем обязательно вырастет. Вырастет не зависимо от того, как эта цена колеблется на коротких промежутках времени. Действительно, если фирма, благодаря тому, что она постоянно растёт, производит всё больше продукции и зарабатывает всё больше прибыли, если такая фирма через, скажем, 10 лет удвоила все свои показатели: годовая выручка, прибыль, объем своего имущества и так далее, - то просто не может быть, что цена её акций и суммарная цена всей такой фирмы не увеличилась, а осталась на прежних значениях. Цена обязательно возрастёт.



  1. Следует смотреть на биржу, как на своего коллегу – назовём его вслед за Грэмом «Мистер Рынок» - с которым вы на паях владеете несколькими фирмами. «Мистер Рынок» имеет сложный характер. Но в целом он очень любезен, а иногда и забавен. Его проблема состоит в том, что он невротик. Этот любезный и совершенно необидчивый человек каждый день приходит к вам и предлагает цену, по которой он готов купить вашу долю в фирме или – на ваш выбор – продать вам свою долю. Часто его цена довольно разумна. Но иногда из-за своего характера он впадает в мрачную депрессию и называет совершенно ничтожную цену (почему бы вам не купить его долю по этой «бросовой» цене?). А иногда он находится в состоянии необоснованной эйфории и оценивает ваш бизнес по неоправданно высокой цене (почему бы вам не продать ему свою долю по этой очень выгодной для вас цене). Причём, вы можете игнорировать визиты Мистера Рынка. Он совершенно не обижается, когда вы гоните его в шею. Назавтра он опять придёт к вам с любезной улыбкой и с новым предложением цены. Самое главное для вас не подумать, не дай бог, что этот человек является глашатаем верной цены бизнеса. Не подпадайте под его влияние. Наоборот, используйте его странные причуды к своей пользе, когда появляется такая возможность.


Вот на этих двух простых, но мудрых идеях покоится подход, который назван в этой главе «Путем Уоррена Баффета». Уоррен Баффет - ученик, друг и в прошлом сотрудник фирмы Бенджамина Грэма – потом, когда он уже работал самостоятельно, развил и углубил идеи своего учителя. В результате родился научный подход к инвестированию, который был назван долгосрочным стоимостным инвестированием. Его суть состоит в том, что надо оценить будущее той или иной компании, акции которой обращаются на бирже. Если эту фирму ждёт стабильное развитие – её акции будут расти в цене.

Понятно, что спрогнозировать будущее компании, как и вообще любое будущее, не всегда получается. Но инвестору ведь и не надо предсказывать будущее любой фирмы, акции которой торгуются на бирже. Ведь если инвестор отберёт всего пару десятков компаний, будущее которых можно довольно уверенно прогнозировать, то ему этого будет вполне достаточно. Он купит акции этих компаний и проигнорирует тысячи других фирм, в которых он не столь уверен. Конечно, и в этих отобранных фирмах инвестор тоже будет иногда ошибаться. Ведь будущее любого бизнеса неопределённо. Например, могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, которые разрушат бизнес фирмы. Мы будем обсуждать в этой главе такие случаи тоже. Вот почему, купив однажды акции действительно хорошей фирмы, инвестор не может почивать на лаврах. Раз в год надо проверить, не образовались ли на горизонте данной компании тучи, которые могут предвещать ураган. По той же причине инвестор не может остановится лишь на одной, пусть самой лучшей компании. Для уверенности надо их выбрать несколько.

Итак, Бенджамин Грэм и Уоррен Баффет научились сами и научили нас выбирать компании, счастливое будущее которых можно предсказать довольно уверенно. Это фирмы с особым свойством, которое мы вслед за Баффетом будем называть долгосрочным конкурентным преимуществом. Большая часть этой главы будет посвящена именно тому, как найти такие компании.

Уже сейчас, думаю, многим читателям понятно, что для поиска таких перспективных компаний надо смотреть не на то, как ведёт себя цена её акций на бирже. Надо рассматривать бизнес фирмы, купить акции которой, а, следовательно, стать совладельцем которой, вы собираетесь или обдумываете.

Анализ бизнеса фирмы – довольно непростая процедура. Сможет ли новичок в инвестировании и не специалист в экономике освоить это? Да. Сможет. Это совсем не так трудно, как кажется поначалу. Можно даже упростить свою работу, если опираться на уже готовые результаты, полученные специалистами по стоимостному инвестированию. К вашим услугам сайт www.morningstar.com. Но перед тем, как идти на этот сайт и получать рекомендации специалистов, надо всё же нам самим разобраться с этим понятием – долгосрочное конкурентное преимущество.

Небольшое отступление. Еще в 19 веке экономисты пришли к выводу, что если все бизнесмены будут действовать абсолютно рационально (есть возможность заработать копейку - зарабатываем) и все обладают полной информацией не только о своем бизнесе, но и о бизнесе всех своих конкурентов и вообще обо всех бизнесах, то в такой ситуации прибыль всех бизнесов будет стремиться к нулю. Они практически ничего не будут зарабатывать. Я не буду приводить всего доказательства, но суть его очень проста. Если я вижу, что мой сосед занимается бизнесом и зарабатывает на продаже своих изделий, скажем 10 копеек на каждой штуке, то я тоже открою такое же дело и буду конкурировать с ним, установив цену на 5 копеек ниже его.  И буду зарабатывать по 5 копеек на штуке. Поскольку 5 копеек это лучше, чем ничего, то я, как рациональный человек, выберу этот вариант. Но после этого мой сосед или кто-то третий начнет делать эти же изделия всего за 2 копейки прибыли, чтобы победить нас в конкурентной борьбе. И так постепенно прибыль у всех нас станет нулевой. Это свойство назвали эффективностью рынка. Эффективный рынок - к радости потребителей - под влиянием конкуренции постоянно снижает цены. При этом потребители довольны, а производители - не очень, они почти не зарабатывают.

Этот принцип эффективного рынка высмеян многими. Ведь люди знают, что это далеко не всегда так в реальности. В чем же ошибка? Ошибки нет. Не всегда верны исходные допущения. Люди не всегда рациональны. Они часто эмоциональны. И люди не владеют всей информацией. В тех же случаях, когда люди владеют всей информацией, например, когда изделие очень простое, и у них нет эмоциональной окраски при покупке или продаже, то рынок становится эффективным. Никто почти ничего не зарабатывает. Возьмем, например, производство сахара-рафинада. Чем производители рафинада могут конкурировать друг с другом? Только ценой. Они вынуждены постоянно снижать цену, чтоб оставаться в бизнесе. Ведь вы, как покупатель сахара-рафинада, совершенно не интересуетесь тем, какая фирма его произвела или насколько красива его упаковка. Который дешевле - тот и берете. То же самое при производстве простых шариковых ручек. То же при производстве картона, бумаги, пиломатериалов, маек-футболок, металлопроката и многого другого.

Таких бизнесов очень много. Их подавляющее большинство. Это очень тяжёлые бизнесы. Их владельцы бьются за каждую копейку, они всегда с трудом сводят концы с концами. Им постоянно не хватает денег для ведения бизнеса. Поэтому у них всегда много заёмных средств. И им приходится постоянно платить проценты для обслуживания долга. Если ставки банковских процентов вырастают, то часто вместо копеечной прибыли у этих бизнесов образуются убытки. И он начинают понемногу тонуть. И даже самый умелый управляющий не может изменить общую ситуацию, в которой существует такой бизнес. Мы не хотели бы быть владельцами таких бизнесов, верно?


Но есть и другие бизнесы. Есть бизнесы, в которых на каждый доллар продаж чистая прибыль составляет 20, 30 и даже 50 центов. И конкуренты почему-то не могут никак построить такой же бизнес и начать конкурировать ценой, снижая прибыль почти до нуля. Что это за бизнесы такие особенные? 

Баффет как-то сказал, что он бы хотел владеть бизнесом по производству автомобилей Порше. "Покупатели и владельцы этих машин не хотят, чтобы эта машина стоила дешево". Вот это бизнес! Включилась человеческая эмоция. Марка Porsche — это престиж, это значит, что ее владелец - богатый человек. И бизнес Porsche может получать очень большую прибыль, может постоянно повышать цены на свою продукцию. Люди не будут возражать. Они будут покупать эти автомобили. Следовательно, для Porsche рынок не является эффективным. Он защищен от конкурентов. Чем? Своим брендом! Корейцы, вероятно, выпускают очень хорошие автомобили. Но они никогда не будут продаваться с такой прибылью, как Porsce, пока какой-то их бренд не станет столь же знаменитым.

Посмотрим на фирму Gillette, акции которой Баффет реально купил в большом объеме. Он говорил: "Владея фирмой Gillette, вы можете спать спокойно, зная, что пока вы спите у миллиардов мужчин на планете растет борода". Бренду Gillette удалось стать в сознании людей синонимом бритвенных принадлежностей высокого качества. Фирма может не волноваться за свою прибыль. Она может повысить цены на свою продукцию при инфляции. Потребители это поймут и не изменят своей привычке бриться лезвиями фирмы Gillette.

Marlboro - самые популярные в мире сгареты. Баффет говорил: "Я вам скажу, почему мне нравится табачный бизнес. Себестоимость пачки сигарет 1 цент, продается она за 1 доллар. Курение вызывает привыкание. И у потребителей существует фантастическая лояльность к бренду".

Фирме Coca-Cola удалось стать уникальной маркой в мире прохладительных напитков.

Фирма Jonson & Jonson выпускат масло Baby oil, которое предпочитают для новорожденных мамаши во всем мире.

McDonalds является синонимом бургера, и тысячи людей во всем мире, желая быстро перекусить, заходят в ближайший McDonalds, зная, что там их ждет привычный вкус бутерброда. Этот вкус будет неизменен, в какой
бы стране вы не находились.

Все эти фирмы могут себе позволить установить цену своей продукции, которая обеспечит приличную, и даже очень солидную прибыль, не особо опасаясь конкурентов. Все эти фирмы обладают ДОЛГОСРОЧНЫМ КОНКУРЕНТНЫМ ПРЕИМУЩЕСТВОМ. Они не работают в условиях ценовой конкуренции, как производители картона или пиломатериалов. Для них рынок не является эффективным. Бафет говорил: "Если бы все рынки были эффективными, я бы стоял на перекрестке с протянутой рукой и просил милостыню".

Пытаясь объяснить, в чем смысл конкурентного преимущества, Баффет сравнил такую фирму со средневековым замком, который окружен рвом с водой. Это ров мешает атакующим (конкурентам, в нашем случае) овладеть этим замком. А ведь таких рвов может быть много, они могут разной формы, а иногда это могут быть не рвы, а какие-то другие защитные приспособления.


Остановимся в этом важном моменте. «Экономический ров» - что это? Почему он защищает фирму от конкурентов? Почему он позволяет фирме держать достаточно высокую цену (а, следовательно, и прибыль) своей продукции не сильно опасаясь конкурентов? Насколько долго такая привилегия будет продолжаться? Быстро растущая компания – это всегда компания с долгосрочным конкурентным преимуществом (экономическим рвом) или нет? Не слишком ли сложно для непрофессионала искать компании с таким свойством, как долгосрочное конкурентное преимущество?

Отвечу последовательно.


  1. Экономический ров – это такая особенность, такая привилегия компании, которую не так-то просто заполучить конкурентам. Хотя они, конечно, будут постоянно пытаться это делать. Эта привилегия позволяет компании устанавливать такую цену на свою продукцию, которая позволяет получать солидную прибыль, и при этом не особо опасаться конкурентов. Мы научимся находить компании с такими свойствами уже на следующем шаге. Кроме того, на сайтах Morning Star работа по выявлению таких компаний уже выполнена специалистами. И можно просто воспользоваться результатами. Это мы тоже сделаем.



  1. Если мы видим, что компания быстро растёт, что год от года у неё очень существенно растёт объём продаж и прибыль, то это, конечно, означает, что у компании имеется конкурентное преимущество. Но это совсем не обязательно будет долгосрочное конкурентное преимущество. Оно может оказаться краткосрочным, и через год-два прекратиться. Скорее наоборот: компания, которая растёт средними темпами, но стабильно, чаще обладает долгосрочным конкурентным преимуществом.



  1. Ничто не вечно под луной. Ров с водой перед замком, конечно, сдерживает атакующих. Но он не означает, что такой замок никогда не будет взят неприятелем. Если вы поинтересуетесь, сколько существуют фирмы, акции которых сегодня торгуются на бирже, то вы найдёте очень мало, буквально единицы компаний, которые существуют сто и более лет. Куда же делись все те многочисленные фирмы, акции которых торговались на биржах сто лет назад? Они умерли. Фирмы умирают, как и люди. И фирмы с бывшим конкурентным преимуществом умирают тоже. Но сначала они лишаются своего конкурентного преимущества. Под натиском конкурентов со временем гибнет подавляющее число экономических рвов, фирмы лишаются своего конкурентного преимущества. Но долгосрочное конкурентное преимущество на то и долгосрочное, что этот процесс может идти очень долго, часто – десятилетиями. Поэтому нам важно найти такие фирмы, преимущество которых будет длиться достаточно долго. И ещё важно примерно раз в год проверять, не заканчивается ли оно.



  1. А почему бы не удовлетвориться акциями фирмы с краткосрочным конкурентным преимуществом? Ну, продадим её через пару лет, купим другую. Если такой вопрос у вас возник, перечитайте первую главу. Мы там подробно разбирали, почему важно, купив акции, держать их долго. Но есть и ещё одна причина. Под влиянием эмоций участников рынка цены акций на бирже постоянно и довольно существенно колеблются. Если мы держим акции хорошей фирмы лет 10-15, то мы можем быть достаточно уверены, что за такое время уже накопятся такие положительные изменения в основных показателях её деятельности, которые обязательно отразятся в цене её акций. А за пару лет такое может и не произойти ещё.


Итак, есть такое СМИ – Morning Star. Там аналитики исповедуют идеологию Уоррена Баффета. Они распознают экономические рвы. И для очень многих компаний у них уже определён (и постоянно перепроверяется, и иногда пересматривается) этот показатель: наличие экономического рва. Этот показатель в Morning Star может иметь три значения:

- Широкий ров (Wide Moat), означает сильное и долговременное конкурентное преимущество.

- Узкий ров (Narrow Moat), означает наличие конкурентного преимущества в настоящее время, однако есть опасность, что в будущем оно может достаточно легко разрушиться под натиском конкурентов.

- Нет рва (None), означает отсутствие конкурентного преимущества, компания может бороться с конкурентами главным образом ценой, следовательно, прибыль на каждый доллар выручки очень невелика. Акционеры такой компании не могут надеяться на стабильный долговременный рост экономики фирмы.

Всего в Morning Star анализируются более 18 700 компаний со всего мира. Широкий экономический ров выявлен у 570 из них. Как видим, долгосрочное конкурентное преимущество – это достаточно редкое явление. Только три процента компаний им обладают.
Subscribe

  • Growth vs Value

    Почему-то попадает на глаза много аналитических рассуждений о сравнении акций роста с акциями стоимости. Пишут о том, как и почему акции роста стали…

  • Разноцветный портфель

    Мне по одному делу понадобилось недавно посмотреть в моей книжке Шаги 52 и 54, где я пояснял, как формировать портфель инвестора. Задача при…

  • Value Investing. Некоторые результаты.

    Получил интересное письмо. С разрешения автора - публикую. Здравствуйте, Григорий! Несколько лет назад, когда Вы еще писали серию заметок…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments