gregbar (gregbar) wrote,
gregbar
gregbar

Categories:

TRISTIA

До сих пор под впечатлением от вчерашней встречи с Курентзисом. Я простыл и плохо себя чувствовал, и мы слышали Тристию два года назад. Но жена настояла, спасибо ей.

Не на что не претендуя, хочется сформулировать личные впечатления. Поделиться.

То, что мы слушали два года назад – это, скорее, был черновик, набросок того, что обрушилось на нас вчера. Оказывается, это названо оперой. Но это не совсем опера. Хоровое и инструментальное произведение на стихи французских и русских заключённых. Я, когда мы ехали домой, всё думал, как это назвать. Концерт? Конечно, нет! Это единое произведение, хотя такое разнообразное по стилю. Перфоманс. Какое-то жеманное, совершенно не подходящее слово. Действо! Это было действо, подумал я, ещё не зная, что это названо оперой. Я всё же продолжаю считать – действо.

Конечно, христианская идея сострадания пронизывает всё произведение. Преступники и политические заключенные – они люди. И их поэзия – прямое доказательство этого. Конечно, эта та глубинная идея, которую Теодор Курентзис последовательно несёт своим творчеством. И своей жизнью.

Сначала чувствуешь просто сострадание к людям, проводящим свою жизнь в каменном мешке. Потом тебя охватывает понимание, какие же они все разные, какая там разнообразная жизнь. Там были и блатные куплеты, и сентиментальная лирика, и образцы высокой поэзии. И думаешь: «В этих четырёх стенах тоже огромный мир». Убожество и аскетизм внешней жизни компенсируется у этих людей глубокими эмоциями и обострённым вниманием к деталям: цвет неба, птичка, лист бумаги, мяч.

Лист бумаги и карандаш, который и есть целый мир для человека в тюрьме, почему-то особо впечатлил. Я сейчас пишу книжку и провожу много времени за столом, за чтением и письмом. Да, добровольно. Да, это мне в радость. Но и тому заключённому это в радость. И дальше: а разве мы все не заключённые? Заключённые во времени своей короткой жизни, заключённые обстоятельств, заключённые своих обязательств, нужных и не нужных. Это же о нас всех. И не даром хор выходит к рампе и кричит прямо нам в лица. Не даром свет направлен прямо на тебя, слепит. «Это и о тебе», - говорят авторы каждому. И, конечно, сегодня это особо актуально. И, конечно, Курентзис не зря заказал Эрсану эту оперу.

Но дело не в сиюминутности. Действо поднимает нас выше. И совершенно потрясают слова хайку Такезо в конце:

Ни печали, ни ненависти.
Дзэн есть дзэн.
Ни решётки, ни цепей.

Вспомнилось, Курентзис у Познера. Познер, постоянно бравирующий своим атеизмом, сообщил Теодору, что он в бога не верит. Курентзис ответил мастерски: «В того бога, в которого вы не верите, я тоже не верю».

Вчера у нас была возможность осознать того Бога, в которого Курентзис верит.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments