gregbar (gregbar) wrote,
gregbar
gregbar

Category:

Фундаментальный анализ одной компании. Продолжение 2.

 Вот как обстояло дело с ростом выручки по компаниям S&P 500 (хорошие большие компании) в среднем в динамике по годам:


Итак, сегодня средний рост выручки хороших компаний составляет 10,21%. Кроме того, мы видим, что рост выручки у компаний S&P 500 очень неровный, а иногда бывает и отрицательный. «Наша» компания ASHTF показывает гораздо более высокий рост выручки. Это хорошо. Кроме того, этот рост более стабильный. Только в 2010 году выручка существенно упала. Кстати, тогда же существенно упала выручка и у компаний, входящих в S&P 500. Возможно, это последствия кризиса 2008-2009 годов. Итак, первый плюс на основании изучения Income Statement можно поставить: рост выручки хороший. Пойдём дальше.

2)  




Прямые затраты у компании очень маленькие. Это и понятно. Компания не изготовляет продукцию, она сдаёт оборудование в аренду. То есть, ей не нужны материалы и производственные рабочие для своей деятельности.

Поэтому Cost of Revenue мало, а валовая прибыль (Gross Profit) составляет почти столько же, сколько и выручка. Но зато у фирмы приличные по объёму накладные расходы. Это тоже понятно исходя из сути бизнеса: вся работа фирмы сосредоточена в отделе продаж (сдача в аренду оборудования) и отделе закупок оборудования, в составлении договоров и грамотного юридического и финансового сопровождения сделок. То есть, почти всё затраты фирмы – это накладные расходы (Operating Expense).

3)    Если вычесть из Gross Profit величину накладных расходов (Operating Expense), то получим величину операционной прибыли (Operating Income). Это важный показатель. Многие инвесторы и аналитики считают, что показатель операционной прибыли более важен, чем показатель чистой прибыли. В том числе, так считает Уоррен Баффет. Почему? Чтобы из операционной прибыли получить чистую прибыль надо ещё вычесть затраты на уплату процентов по кредитам и налоги (плюс ещё всякие мелочи). Но налоги и проценты по кредитам устанавливаются и меняются денежными властями страны. Они не зависят от того, как сработали менеджеры фирмы, управляя своим бизнесом, и не зависят то того, насколько хорош сам бизнес. А вот операционная прибыль говорит именно о бизнесе компании и качестве управления этим бизнесом. Поэтому именно операционную прибыль стоит серьёзно анализировать. И прежде всего стоит посмотреть, какой процент составляет операционная прибыль от выручки компании, сколько центов операционной прибыли даёт бизнес на каждый доллар полученной выручки.

Итак, за 6 последних лет с 2013 по 2018 включительно операционная прибыль ASHTF составляет около 30 процентов (точнее, колеблется от 26,8% до 33,3%). А до 2013 года процент был существенно ниже. Какая же величина считается низкой, а какая высокой? Обычно сравнивают либо со значениями по S&P 500, либо со средними значениями по той индустрии, к которой принадлежит компания. Сегодня и тот и другой показатель находятся на уровне 10-12%. А в прошлые годы был меньше. Исходя из этого можно сказать, что у «нашей» компании очень высокая маржа операционной прибыли.

Может возникнуть вопрос: какая нам разница какая маржа прибыли у компании? На что это влияет? Я бы отметил три обстоятельства. Во-первых, при низкой марже прибыли, для получения того же результата нужно осуществить гораздо больший объём продаж. Это, как правило, требует больших усилий и многочисленного персонала, занимающегося продажами. Во-вторых, если маржа операционной прибыли мала, то нужно очень строго следить за любыми затратами. Потому что, если по какой-то причине затраты чуть вырастут (а они постоянно норовят немного вырасти), то вместо маленькой прибыли на каждый доллар продаж у вас легко получится убыток. Другое дело, если маржа прибыли значительна. Тогда даже некоторое увеличение затрат не сделает компанию убыточной, а только несколько снизит прибыль. Управлять такой компанией много проще. И третье. Если у компании достаточно долго маржа операционной прибыли значительно превышает обычную, среднюю, значит у вашей фирмы имеется конкурентное преимущество, которое конкуренты не могут одолеть. Ведь все конкуренты тоже хотят, чтобы при продаже на 1 доллар у них операционная прибыль составляла бы не обычные 10-12 центов, а 30 центов. Они хотели бы создать свою компанию с аналогичным бизнесом, чтобы зарабатывать те же высокие проценты с объема продаж. Если они смогли это сделать, то они переманят клиентов установлением более низкой цены. Например, это даст им возможность несколько снизить цены и зарабатывать, например, 25 центов на каждом долларе продаж. Если такое случится, то и наша компания вынуждена будет снизить цены, чтобы сохранить клиентов. Короче, начнётся ценовая война, которая обычно заканчивается тем, что все компании такого рода почти не зарабатывают прибыли. То есть, маржа прибыли становится минимальной, а фирмы лишается конкурентного преимущества. Но почему такого не происходит в данном случае? Почему из года в год компания Ashtead Group держит высокую маржу операционной прибыли, а конкуренты не приходят сюда бороться с ней ценами? Что-то им мешает. Это «что-то» называют по-разному: «Конкурентное преимущество», «Экономический ров». Не важно. Что-то защищает компанию от конкурентов. Мы, похоже, имеем дело с подобным случаем. Но нам ещё только предстоит разобраться, в чём же конкретно это преимущество состоит.

Стоит также заметить, что Operating Income у компании Ashtead Group в основном растет из года в год. Только в 2010-м году было снижение, а в целом с 2009 по 2018 год Operating Income вырос в 7,8 раза, с 144 миллионов до 1122 миллионов долларов. Это более 25% среднего роста в год. Высокий показатель. Это выше, чем растёт выручка фирмы.

4)
И, наконец, последний показатель Net Income available to common shareholders (чистая прибыль для распоряжения владельцев простых акций). Это то, ради чего мы покупаем (или не покупаем) акции компании: прибыль, которую фирма приносит своим владельцам из года в год. Этот показатель отличается от Operating Income, тем, что из операционной прибыли вычтены затраты на обслуживание кредитов компании, налоги и ещё разные мелочи.

Здесь стоит посмотреть, сколько нам приходится платить за обслуживание кредита, поскольку ранее мы обратили внимание, что кредитов в компании много, больше, чем собственного имущества. Плата процентов по кредитам (Interest Expanse) на удивление невелика. Например, в 2018 году она составила 107 миллионов из 1122 миллионов операционной прибыли. Около (чуть менее) 10%. То есть даже если проценты по кредитам вырастут, это не сильно скажется на прибыльности фирмы. Наши опасения о «закредитованности», похоже, беспочвенны. Запомним.

Вот, я перенёс показатели в таблицу Excel и вычислил маржу чистой прибыли в объёме выручки по годам, а также рост чистой прибыли год от года.

Маржа чистой прибыли в последнее время (2014 – 2017 годы) установилась в размере 14-16%. Это побольше, чем в среднем по S&P 500, где средняя маржа в эти годы составляла 10-12%.

Что касается 2018 года, то тут маржа чистой прибыли «прыгнула» на 26%, но я не верю этой цифре. Если мы сравним с маржой операционной прибыли (предыдущая табличка), то там не было никакого скачка, как была маржа примерно 30%, так и в 2018 году осталась на этом уровне. Что же произошло с чистой прибылью? Почему и сама чистая прибыль (с 501 до 969), и её маржа (с 15,7% до 26,1%) вдруг так выросли в 2018? Если посмотреть Income Statement, видно, что позиция «Provision for Income Tax» вместо 264 в 2017 году стали -107 (цифры в скобках в бухгалтерских таблицах означают отрицательные величины) в 2018 году. Поэтому чистая прибыль в 2018 внезапно увеличилась на 264+107 = 371 миллион. Откуда это взялось? В 2018 году компания вместо того, чтобы отложить на налоги обычные 200 с лишним миллионов, вдруг решила, что у неё переплата 107 миллионов налогов. Не знаю, почему так произошло. Иногда расчёты прибыли корректируются (в обе стороны) если раньше была ошибка. В любом случае этот год показал неправильную цифру чистой прибыли, если его относить к данному году. Но если её разбросать по годам, то средняя цифра получится правильная. Она в данном случае составляет примерно 16% годовых. Что существенно больше средней цифры по рынку (10-12%).

Здесь же можно отметить, что компания до 2012-2013 годов жила очень трудно. А примерно с 2013 года она «встала на крыло», у неё пошел стабильный и существенный рост основных экономических показателей. Почему так случилось? Будет ли такой рост продолжаться долго? Пока не знаю. Нам не обойтись, похоже, без погружения в суть этого бизнеса. Но это позже.

Пока нам надо закончить анализ таблицы счёта прибылей/убытков. Там осталось рассмотреть прибыль на акцию (Earnings per Shares). С этим показателем также всё очень неплохо. За 9 лет этот показатель вырос с 0,12 долларов на акцию до 1,95 долларов. И даже если отбросить этот последний год (из-за искусственно завышенной прибыли 2018 года) то за 8 лет прибыль на акцию выросла до 1 доллара, что составляет 30% среднегодового роста. Прекрасный показатель. Ведь если даже этот рост замедлится (а он должен замедлиться, не может такой высокий рост держаться долго) допустим вдвое, и составит только 15% годового роста, то это означает, что отдача в виде прибыли на акцию будет удваиваться каждые 5 лет. Следовательно, возврат в виде прибыли, вложенных инвестором средств, произойдёт примерно за 9-10 лет, а это означает EY=10%. (Не спрашивайте меня, как я считал, долго объяснять, лучше попробуйте сами сделать расчёт).

Ну вот и всё, что я умею вытаскивать из анализа счёта прибылей/убытков. Кто может вытащить ещё что-то, сообщите в комментариях, пожалуйста. Это очень интересно и важно.


Subscribe

  • Как реализуются прогнозы?

    Выполнил домашнее задание, которое мне посоветовал сделать Ilya Roslyakov в комментарии к моему посту «Чистый proof». Он посоветовал…

  • ЧИСТЫЙ PROOF

    К вопросу о бессмысленности попыток переиграть рынок с помощью одиночного отбора акций. Два с половиной года назад, 21 декабря 2018 года, когда…

  • Отчёт за 3,5 года: не так плохо пока

    Прошло полгода 2021. Как всегда, буду делится результатами. В последнее время опять слышу довольно много строгой критики со стороны…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments