gregbar (gregbar) wrote,
gregbar
gregbar

Category:

Фундаментальный анализ одной компании. Продолжение 3.




Продолжим изучение ASHTF. Теперь имеет смысл посмотреть балансовые отчёты фирмы. Их нам тоже за 10 лет предоставляет MS:

Сначала смотрим активы (Assets) компании. Общая сумма активов компании (Total Assets) увеличилась за 9 лет в 3,6 раза: с 1861 миллионов долларов в 2009 году до 6743 миллионов в 2018 году. Кстати, посмотрите наименования колонок вверху: финансовый год компании начинается и заканчивается в апреле каждого года (04 месяц). В отличие от России точку отсчёта финансового года компании в США устанавливают по своему усмотрению. Это даёт правительству возможность более равномерно получать налоговые отчисления.

Далее, видим, что основные активы сосредоточены в разделе «основные средства» (Property, Plant and Equipment), что определяется спецификой компании: она покупает оборудование и сдаёт его в аренду. Поэтому оборудования у компании много. И его объем постоянно растёт. Если брать чистые – за вычетом амортизации – основные средства, то их объём вырос за 9 лет в 3,77 раза, с 1294 миллионов долларов до 4882 миллионов. Это соответствует почти 16% среднегодового роста. Примерно такими же темпами, если помните, растёт и выручка компании. Оно и понятно: больше оборудования имеем – больше сдаём в аренду – больше получаем выручки от аренды. Эта компания – яркий пример того, что рост активов отражается на росте выручки и прибыли. Это в любой компании похожим образом дело обстоит, но здесь из-за специфики деятельности – особо наглядно.

По сути, кроме основных средств есть только две крупные позиции: текущие активы (current assets) и Goodwill (не стоит это слово переводить на русский, поскольку это совсем не означает «доброжелательное отношение», лучше так и оставить Goodwill). Текущие активы представляют собой деньги в разных формах: в кассах компании, на её счетах, в пути в компанию в виде переводов, и задолженность других фирм перед нашей, которую (возможно) погасят. Здесь стоит обращать внимание на задолженность (Receivables), не слишком ли она велика. Если она велика, то есть опасность, что некоторые из этих долгов могут оказаться невозвратными. Также из тех же соображений стоит смотреть, не слишком ли быстро эти долги нарастают из года в год. Здесь, на мой взгляд, ситуация пограничная. Долги к получению прилично растут. И они чуть больше, чем вдвое превышают то, что сама компания задолжала другим (Accounts Payable в разделе Liabilities). Но эта пропорция между «должны нам» и «должны мы» всё же немного с годами исправляется, раньше было похуже.

Стоит обратить внимание на то, что является, похоже, спецификой данного бизнеса. Ashtead Group сдаёт в аренду строительное и промышленное оборудование. У компании 1800 клиентов. Это очень много. Подозреваю, что клиентами являются некрупные компании, крупные чаще используют своё оборудование. А с мелкими компаниями вырастает риск неплатежей, риск невыполнения договоров. Как компания решает эти проблемы? Мы пока не знаем.

Надо пояснить, что такое Goodwill. Если наша компания покупает какую-то другую фирму, то чаще всего цена покупки превышает стоимость имущества компании. Действительно, фирма – это не просто склад оборудования и другого имущества, фирма — это упорядоченное предприятие, которое производит продукцию (или сервис). Поэтому цена фирмы чаще всего выше стоимости её имущества. При покупке нашей компанией какой-то другой фирмы, имущество этой другой фирмы пополняет имущество нашей компании. У нашей компании становится просто больше имущества. Но наша компания при покупке заплатила бОльшую сумму, чем просто стоимость имущества другой фирмы. Куда отнести разницу в этих цифрах? Вот именно превышение стоимости покупки над балансовой стоимостью покупаемой фирмы относят в раздел Goodwill. Эта позиция баланса относится к нематериальным активам компании. То есть, строка Goodwill показывает сколько наша компания «переплатила» за купленные ею фирмы по сравнению со стоимостью их имущества.

Чтобы закончить с нематериальными активами, есть ещё позиция Intangible Assets (нематериальные активы). Сюда относятся бренды, патенты, товарные знаки, лицензии, которые имеет компания. Интересно, что правила бухучёта в США не разрешают включать сюда бренд самой фирмы, а только те бренды, которые фирма приобрела у других. Это было сделано для того, чтобы компании не завышали искусственно свои активы. Ведь бренд можно оценить и повыше, никто ведь не знает, сколько он стоит реально, пока кто-то его не купит за реальные деньги. Стремясь уйти от злоупотреблений, регулятор породил другую проблему: компании с мировыми брендами (McDonalds, Gillett, MicroSoft) не включают свои – очень дорогостоящие - бренды в состав своих активов. Поэтому балансовые активы таких компаний оказываются значительно заниженными по отношению к реальному состоянию.

Итак, мы разобрали практически все значимые строки активной части баланса. Другие позиции малы по величине или вообще нулевые.

Перейдём к пассивам. Это источники, из которых профинансированы все активы компании. Тут две части: заёмные средства (Total Liabilities) и собственные средства (Total Shareholders Equity). Основные выводы о пропорциях и динамике этих средств можно сделать, построив таблицу:

Здесь я перенёс в таблицу Excel данные из балансов, а в клетках, выделенных зелёным цветом, рассчитал процент заёмных средств по годам (Leverage percentage) в общем объёме активов. В клетке справа от таблицы рассчитан среднегодовой рост собственных средств компании.

Что можно сказать на основании полученных данных? Во-первых, доля заёмных средств остаётся высокой, но стабильно высокой. Компания держит процент заёмных средств в размере около 70% от объёма своих активов. В последние годы – чуть ниже. А при анализе счёта прибылей/убытков мы видели, что плата за эти кредиты невелика в объёме затрат компании – около 10%. Поэтому можно сказать, что менеджеры компании умеют занимать и умеют обслуживать долг. Процент по займам в последние годы составляет чуть менее 4% годовых (Interest Expanse из счёта прибылей/убытков делим на Long-term debt из баланса компании за тот же год) и является стабильным из года в год. Что касается темпов роста собственных средств компании, то они радуют инвестора – более 19% годовых в среднем за десятилетний период, а в последнее время – значительно больше, 28-30% годового роста. Акционер компании видит, как год от года растёт его благосостояние!

Прервёмся на этом. Продолжу в следующем посте.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments